«Иоанн Предотеча – Ангел Пустыни»

11 сентября по Новому стилю Святая Церковь празднует Усекновение Главы Иоанна Предотечи – одного из величайших святых и пророков.

Я хочу рассказать об иконе «Иоанн Предотеча – Ангел Пустыни», которая находится сейчас в музее им. Андрея Рублёва в Москве.

Икона была написана в 1560-х годах по заказу Иоанна Грозного, названного в честь Иоанна Предтечи, для Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, расположенного близ города Александрова Владимирской области.1

Иоанн Креститель представлен фронтально (фигура обращена прямо к зрителю, без поворота в сторону), в полный рост, с крыльями за спиной. Он одет во власяницу с короткими рукавами и охристый гиматий. Руки и ноги Предотечи обнажены – в иконописи это всегда является признаком страдания. Правой рукой, сложенной в благословляющем жесте, он направляет взгляд зрителя на чашу со своей усекновенной главой.

Лик – как самого Иоанна, так и его отсечённой главы – выражение сосредоточенной внутренней молитвы: сдвинутые к переносице брови, небольшой плотно сжатый рот. Пышные волосы не взлохмачены, как на многих других иконах, напротив, они аккуратно спускаются на плечи четырьмя прядями. Вьющаяся борода тоже оканчивается четырьмя прядями, что придаёт всему образу ритмичность и упорядоченность.

Мастеру удалось добиться тонкой техники личного письма, с едва уловимыми переходами от тёмного к светлому. Создаётся ощущение мягкого ровного света, заливающего лик святого.

Справа внизу, у ног Предотечи – дерево с секирой между живой и отрубленной ветвью. Надпись на свитке объясняет изображение дерева с секирой при корне: «Вот я видел и свидетельствовал о Нём, что Он есть Агнец Божий, берущий (на Себя) грехи всего мира. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже и секира при корне древа (лежит), ибо всякое древо (не приносящее плода) посекается» (текст составлен из трёх евангельских цитат).

В правой руке, кроме чаши и свитка, Иоанн Предтеча держит длинный коричневатый посох с крестом в навершии.  Посох – как символ проповеди, крест – символ мученичества, понесённого за Христа.

Святой Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета, призывающий жителей Иерусалима исправить свою жизнь и стать достойными Царствия Небесного. Он возвестил своим соплеменникам и через них всему миру – о явлении в мир обещанного Мессии – Христа. Иоанн приготовил путь Господу, был его Предтечей и Крестителем. «Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через Него» (Ин.1,7).

Сам Иоанн не был светом, подобным Свету Христу, он был зарёй последовавшего за ним Солнца. Сам Господь называл Иоанна своим светильником, горящим любовью к нему и светящим людям учением о Нем. Также говорил, что он больше пророков: «Так, говорю вам, и больше пророка, ибо он тот, о котором написано: се, я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим…»

Христос цитирует пророка Малахию: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3: 1). Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча достиг такой высокой ступени святости, что стал обладателем естества, равного ангельскому. Поэтому и появился данный тип иконографии - с крыльями. Интересно, что больше ни один святой не изображается подобным образом. Этим подчёркивается особенное значение Иоанна Крестителя.

Часто на иконах Ангела Пустыни в чаше изображается Богомладенец Христос, а Иоанн указывает на Него рукой. Это объясняет, почему на данной иконе глава Иоанна Предтечи изображена не на блюде, следуя Евангельскому тексту, а в чаше: быв Предтечею Христу во всём, Иоанн предшествовал ему и в мученической жертвенной кончине. Указывая на свою главу, он как бы напоминает нам о том, что мученичество в земной жизни делает человека равным ангелам, возносит его в небесные селения.

Иоанн Креститель, призывающий к покаянию, доброделанию и подвигам, сам явил их своей жизнью и смертью. И поэтому за спиной святого изображены широко раскрытые красновато-коричневые крылья, оттенённые золотыми лучами инакопи. Они, как и секира, не принадлежат этому миру; художник намеренно отличает их от общей зелёно-охристой гаммы.

Благодаря продуманной до мелочей композиции, икона выглядит удивительно гармоничной, связанной единым движением.

Можно бесконечно смотреть на неё, открывая в ней всё больше таинственных связей и духовных параллелей.

Поражаясь глубине замысла поистине талантливого художника.

Автор: Мария Чекушина.