Рожество Христово

Рожество Христово – один из самых радостных и светлых праздников в году. Я хочу рассказать об одной из икон, посвященных этому событию – иконе из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.

Тонкие и нежные цвета иконы, гармоничная композиция, спокойный ритм силуэтов оставляют впечатление тихой радости. Хочется долго рассматривать и обдумывать прекрасный образ, написанный не иначе как под благодатью Святаго Духа. По одной из версий, мастером, написавшим эту икону, мог быть даже сам преподобный Андрей Рублев.

%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be-%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d0%beОна завораживает своей удивительной тишиной и спокойствием. Все словно замерло, дивясь происходящему чуду. Состояние благоговейного молчания очень выразительно описано в апокрифическом протоевангелии Иакова: «И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, все в этот миг остановилось» (протоевангелие Иакова 18:3–5).

Исус Христос, которого так долго ждали, явился в мир, чтобы спасти падшее человечество. С самого момента Своего Рождения Он показывает нам пример смирения и терпения – ведь Он, Владыка всего мира, пришёл в мир не в величии славы, а в простоте и бедности. Он изображен самым маленьким на иконе – чтобы показать Его предельное унижение. И ближе всего к новорожденному Царю всех находятся вол и осел – как бы напоминая слова пророка Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (книга пророка Исаии, 1:3). У входа в пещеру поклоняются новорождённому Христу безгрешные ангелы. Спешат, но ещё не подошли к пещере удивлённые радостной вестью пастухи. И где-то вдалеке, по горам, скачут из далёкой страны мудрецы, неся с собой богатые дары маленькому Христу.

Фигура Божьей Матери превосходит собой все остальные. Отвернувшись от своего Сына, Она, подперев рукой голову, горестно задумалась о нелегком будущем Христа. Расположенная по диагонали, Её фигура, словно лестница, соединяет собой небо и землю – ангелов и праведного Иосифа. Это ещё и подчёркивается одинаковым наклоном головы – и у Иосифа, и у благовествующего пастухам ангела, и у Богоматери. Плавные очертания её силуэта перекликаются с силуэтом Младенца – как бы подчёркивая единение Сына и Матери. Обе фигуры словно не касаются земли, мягко парят над всеми остальными деталями иконы.

В нижней части иконы мы видим служанок, омывающих Младенца в купели, своими очертаниями так похожей на евхаристический потир. Слева изображён праведный Иосиф. Он задумчиво смотрит на примостившегося у его ног ягнёнка – ведь Христу суждено быть закланным, словно жертвенному агнцу.

В иконе всё вращается вокруг центра, все детали ритмически и композиционно связаны с фигурой Спасителя. Поэтому художник практически не изображает небо – ведь сейчас самые главные события происходят на земле. Своим Воплощением Бог освятил человеческое естество – поэтому и ангелы не парят в небе, а поклоняются Христу наравне с людьми. Интересно, что из всего народа избранного первыми узнали весть о Рождении Спасителя простые и бедные пастухи, а не учёные фарисеи и книжники. Хотя фарисеи и знали Писание и пророчества о грядущем Мессии, они были «вместилищем всякой злобы» и поэтому были не готовы к встрече со Христом. И даже языческие мудрецы оказались ближе к Богу, чем они. Ведь только чистым сердцем можно узреть Спасителя.

Трудно оторвать глаза от древнего образа, словно напоенного светом и теплом. Дай Бог, чтобы в сердце каждого из нас было также светло, чтобы и мы могли радостно встретить родившегося Спасителя мира.

Автор - Мария Чекушина