Праздник Сретения

Праздник Сретения приходится на 15 февраля по новому стилю, на сороковой день по Рожестве. В этот день, по закону Моисееву, Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Христа в храм, чтобы посвятить Его, как первенца, Богу. Также, они должны были принести с собой в жертву ягнёнка и горлицу – но, так как семья была бедной, они взяли двух горлиц.
Навстречу им вышел старец Симеон. В III веке до нашей эры семидесяти двум старцам было поручено перевести Священное писание с древнееврейского языка на греческий. По преданию, одним из этих старцев был и Симеон. Когда он дошел до пророчества Исаии, в котором было написано «Се Девая во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14), он подумал, что здесь какая-то ошибка, и хотел написать вместо слова «Дева» - «Жена»; но ему явился Ангел, сказав, что в этом месте должно стоять именно «Дева» и что Симеон не умрёт, пока сам не увидит исполнение пророчества.
По внушению Духа Святаго старец понял, что перед ним и есть та самая Дева, взял Христа на руки и произнёс пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людии Твоих Израиля» (Лк 2:29-32).
Затем Симеон, как пишет апостол Лука, благословил Иосифа и Марию, но с дальнейшими словами обратился лишь к Деве – истинной Матери Христа: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили и во знамение пререкаемо. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, – да открыются от многих сердец помышления» (Лк 2:34-35).
В тот момент в храме находилась пророчица Анна, после смерти мужа посвятившая себя служению Богу. Она также подошла и прославила родившегося Спасителя.
Традиционно иконография Сретения представляла собой две симметричные группы, идущие навстречу друг другу: слева – Богоматерь с Младенцем, за ней Иосиф; справа – Симеон и пророчествующая Анна. Русскому художнику, написавшему икону из Троице-Сергиевой лавры, удалось привнести в изображение дополнительный, эмоциональный оттенок.
На небольшом возвышении стоит старец Симеон. На его лице – улыбка, что очень редко можно встретить на иконах. Он нежно ласкает Младенца, почтительно склоняясь перед Ним и Его Матерью. Ветхий мир в лице Симеона дождался своего Спасителя – и уступает дорогу Новому.
Прямая, похожая на горящую свечу, фигура Богородицы полна торжественного спокойствия. Её лик сосредоточен, словно Она обдумывает слова Симеона: «и Тебе оружие пройдет душу».
%d1%81%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b5-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b7-%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b8%d1%86%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%beСретение Господне. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 15 век.

Художнику удалось передать в разнице ликов Девы Марии и старца двойственность праздника: радость от встречи Спасителя – и, одновременно, скорбь о Его грядущих страданиях за грехи человечества.
Стоящая за спиной старца пророчица Анна внимательно и испытующе глядит на Богородицу. Она тоже увидела, узнала, кто перед ней и словно спрашивает взглядом: готова ли Дева к тому нелёгкому испытанию, что её ждёт? Не соблазнится ли, увидя Своего Сына – и Бога – позорно распятым на кресте? Но фигура Богоматери полна решимости и покорности Божьей воле, как и в момент Благовещения: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк 1:38).
%d1%81%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b5-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b7-%d1%82
В память об этом событии слова праведного Симеона звучат на каждой службе, в конце вечерни. Будем же уподобляться старцу в праведной жизни, чтобы и нам быть готовыми радостно встретить Спасителя.

Тропарь, глас 1:
Радуися обрадованная Богородице Дево. Из Тебе бо воссия солнце праведное Христос Бог наш, просвещая темныя. Веселися и ты старче праведныи, приемыи на руку свободителя душам нашим, дарующего нам воскресение.

Кондак, глас 1:
Иже утробу Девичу освятив рожеством си, и руце Симеони благословив, якоже подобаше предварив. И ныне спасл еси нас Христе Боже. Но умири во бранех житие наше, и укрепи державу Российскую, ея же возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Автор - Мария Чекушина