В третью неделю по Пасхе мы, продолжая празднование, вспоминаем святых Жен-Мироносиц.
Ранним субботним утром, ещё до восхода солнца, жены пришли завершить обряд погребения – помазать благовонным миром Тело Христа. Но, придя к пещере, они увидели камень отвален и гроб пуст; сидящий же возле пелен ангел возвестил им о Воскресении Христове, и сказал передать эту радостную весть ученикам.
Некоторые расхождения в повествовании евангелистов могут отражаться и на изображении этого события. Это касается количества ангелов (чаще всего изображается один, иногда, следуя описанию евангелистов Луки и Иоанна, двое) и жён-мироносиц (обычно их две или три, реже – больше). В евангелиях не сказано о присутствии среди них Богоматери; но, по Церковному Преданию, Она также пришла к Гробу, поэтому Её могут изображать среди жен.
На фреске Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря мы видим ангела, сидящего в сложном развороте на каменном блоке прямоугольной формы. Левой рукой он держит жезл; правой указывает женам-мироносицам на пещеру, к которой невольно приковывается и наше внимание.
В открытом черном проёме сияют вертикально изображённые пелены; саван плотно свёрнут, словно кокон; верхний плат вспарушён. Здесь подчёркивается соединение двух природ во Христе: с одной стороны, пелены продолжают держать форму Тела Христова, уверяя нас в Его истинности, а доказательством Божественности Христа является то, что Он Воскрес и вышел из пелен, не разорвав их.
Мироносицы внимают словам ангела, испуганно прижимаясь друг к другу. В руках они держат сосуды с благовонным миром; но помазание уже было не нужно – «Исуса ищете назарянина, пропятого, воста, несть зде, се место идеже положиша Его» (Мк 16:6)
А правее мы видим продолжение истории: по Евангелию от Матфея, «Якоже идясте возвестити учеником Его, и се Исус срете я, глаголя, радуйтеся. Они же приступльше, ястеся занозе Его, и поклонистеся Ему» (Мф 28:9-10). Как тут не вспомнить восклицание Пасхального канона: «Спасе мой живо!» (тропарь 6 песни). Особенно выразителен лик жены, написанной по правую руку от Христа; с любовью и благоговейным трепетом она рассматривает Его раны.
Своим служением Христу жёны-мироносицы дают пример всем женщинам-христианкам. Слабые жены неустанно пребывали со Христом, заботились о Нём, давая Ему ночлег и пищу. Они были со Спасителем и в минуты самых тяжелых страданий – когда Его, Распятого на Кресте, оставили даже апостолы. И они не побоялись прийти помазать Тело Учителя своего, не думая ни о стражниках, ни о печати, заботясь лишь об одном – «кто отвалит нам камень от дверии гроба?» (Мк 16:3) Пусть они даже меньше, чем апостолы, могли понимать учение Христово о Его Воскресении, за их самоотверженную любовь им была дана величайшая награда – первыми из всего человечества они узнали о Воскресении Христа.
Автор - Мария Чекушина
Тропарь, глас2:
Егда сниде к смерти, Животе безсмертныи, тогда ада умертвил Еси, блистанием Божества. Егда же умершия от преисподних воскресив, вся силы небесныя взывааху Ти, Жизнодавче Христе Боже Слава Тебе.
Кондак, глас2:
Радоватися мироносицам повелев, плачь прабабы Еввы уставил Еси, Воскресением Твоим Христе Боже. Апостолом же своим проповедати повеле, Спас воскресе от гроба.