1 июля по новому стилю мы вспоминаем явление Боголюбской иконы Божией Матери. Её история неразрывно связана с одной из величайших святынь русской земли – Владимирской Богородицы.
Князь Андрей Боголюбский направлялся в суздальские земли, чтобы там утвердить новую столицу. В пути ему сопутствовала икона Богоматери. В десяти верстах от Владимира кони внезапно стали на месте, и не хотели идти дальше. После усердной молитвы князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, с повелением поставить Её икону во Владимире. Таким образом, икона Богородицы стала называться Владимирской. Место своего чудесного видения князь назвал Боголюбово, и повелел поставить на нём храм в память Рожества Богородицы, и написать в него икону Божьей Матери так, как Она явилась ему: в полный рост, в молении поднявшей руки к Своему Сыну. А само это место назвал Боголюбово.
По своей иконографии Боголюбская икона близка константинопольскому образу Богоматери Агиосоритиссы (греч. – Простительница, Заступница). По традиции, в подобных, написанных «по обету» образах нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу – фигуру припадающего к стопам Богоматери заказчика. В нашей иконе нет изображения князя Андрея, хотя на последующих списках с иконы он встречается.
На верхнем поле иконы помещен небольшой деисусный чин, состоящий из образов Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
По нежности, тонкости, мягкости исполнения Боголюбский образ схож с Владимирским образом Богоматери. Сочетание приглушённых оттенков зеленого, кирпично-красного мафория и серебристого фона создают спокойную гамму, настраивающую на искреннюю молитву. Сохранились отверстия для накладных звёзд, некогда украшавших плечо и чело Богоматери.
Одухотворённый Лик Богоматери выполнен тончайшими плавями. Взгляд полуприкрытых глаз направлен как бы в себя, застыл в молитвенном созерцании.
Икона успела многое пережить на своём веку. Во время татаро-монгольского нашествия храм был сожжен; неоднократно половцы и татары подвергали разграблению обитель, но икона оставалась невредимой, и под её защитой монастырь снова восставал из пепла, и продолжал развиваться. Даже в XVIII веке, когда в церкви, по тогдашней моде, были растёсаны окна, и она из-за просчёта рабочих рухнула – даже тогда, пролежав под руинами храма около тридцати лет, доска иконы сохранилась. Но, к сожалению, все эти обстоятельства, плюс ошибочная реставрация и неправильные условия хранения привели к тому, что сейчас икона находится в аварийном состоянии, и реставраторы уже не надеются вернуть в ближайшее время икону в состояние, пригодное для экспонирования.
С чудотворной Боголюбской иконы неоднократно делались списки. В XV веке при князе Василие Тёмном копия иконы была поставлена в Сретенскую церковь Московского Кремля. Один из списков, сделанный около XV-XVI века, находится в Покровском соборе на Рогожском кладбище. О нём я расскажу в следующий раз.