Рожество Святого Предотечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля (24 июня по старому стилю) мы вспоминаем Рожество Святого Предотечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Предотеча – второй из святых по почитанию, после Богородицы. Его Рожество вспоминается как великий праздник.

По свидетельству Евангелиста Луки, его родителями были праведные Захария и Елисавета. Захария входил в число священников Иерусалимского храма. Долгое время супруги были неплодны, и успели состариться. Однажды, когда Захария находился в алтаре, и молился о спасении избранного народа, ему явился Ангел Господень и сказал удивительное пророчество: «Не бойся Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. И жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рожестве его возрадуются. Будет бо велии пред Господем. И вина и сикера не будет пити. И Духа Свята исполнится, еще из чрева матере своея. И многи от сынов израилевых обратит ко Господу Богу их. И той предъидет пред Ним, духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены» (Лк 1:13-17).

Таким образом была услышана молитва Захарии: Господь посылает на землю Предтечу Христова – Иоанна, вслед за которым должен явиться и сам Спаситель. Ангельская весть была ещё и радостной лично для самого Захарии – он обретал сына.

Но Захария усомнился в возможности исполнения слов Ангела, за что был наказан немотой до времени совершения предсказанного.

Вскоре Елисавета действительно зачала младенца. Через восемь дней после рождения ребёнка, по закону Моисеову, над ним было совершено обрезание. В этот же день давалось имя младенцу - обычно это было имя одного из родственников. Поэтому присутствующие при этом событии очень удивились, узнав, что Елисавета хочет назвать младенца Иоанном – потому что такого имени не было в их роду. Тогда решили обратиться к Захарии, и принесли ему дощечку для письма. Он написал на ней: Иоанн имя ему (с евр. Иоанн – Благодать Божия). Таким образом, сбылось предсказание ангела. В этот момент открылись уста у Захарии, и он начал вдохновенно пророчествовать о близком Спасении и пришествии Мессии. О служении самого Иоанна он сказал: «И ты отроча пророк Вышняго наречешися. Предъидеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его» (Лк 1:76-77).

Традиционная схема изображения Рожества восходит к античному искусству: лежащая на ложе матерь, служанки, ухаживающие за ней и за младенцем. Наша икона, написанная в конце XV - начале XVI века в Новгороде, соответствует этой схеме. Слева к ложу подходят две девушки: одна несёт блюдо с едой, другая – опахало; две служанки в нижней части иконы купают младенца. Добавляется изображение сидящего Захарии, который пишет на дощечке имя – Иоанн. Захария облачён в одежды первосвященников; праведная Елисавета закутана с головы до ног в светло-красный мафорий. Её фигура, развёрнутая в сильном контрапосте, ярко выделяется на фоне светлого ложа, и является центром всей композиции.

Рожество Иоанна Предотечи. Новгородская таблетка. XV-XVI век. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Праздничное настроение иконе придаёт звучный колорит: светлая киноварь, тёплые и холодные оттенки зелёного, светлый жёлтый и коричневый. Золотой фон и светящиеся лучики ассиста оттеняют переливы красок.

Икона входит в серию так называемых «таблеток» из собора Святой Софии в Новгороде. Все они написаны не на досках, а на кусочках залевкашеного холста, и имеют небольшие размеры – 24 на 19,5 см. Несмотря на миниатюрный размер основы, таблетки виртуозно выписаны до мельчайших деталей.

Рожество Предотечи открывает собой эпоху Нового Завета. Иоанну как идущему перед Спасителем предстоит трудная работа – приготовление народа к пришествию Мессии, удобрение почвы для семян Учения Христова.

 

Тропарь, глас 4:

Пророче и Предотече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, иже любовию чтуще тя. Неплодие бо рождьшей, и отчее безгласие разрешается, славным и честным рожеством твоим. И воплощение Сына Божия, мирови проповедается.

 

Кондак, глас 3:

Неплоды днесь, Христова Предотечу раждает, и той есть совершение всякого пророчества. Его же бо пророцы проповедаша. На Том во Иордане руку положив, явися Божию Слову Пророк и Проповедник, вкупе и Предотеча.