Девятая глава Евангелия от Марка начинается с удивительного обещания Христа о том, что некоторые уже сейчас, при жизни смогут увидеть «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).
Через несколько дней после этого обещанное случилось: Спаситель взял троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся с ними на высокую гору для молитвы (считается, что это была гора Фавор). Когда же Христос молился, «и бысть… видение лица Его ино, и одеяние Его, бело блистаяся» (Лк 9:29). Пробудившиеся ученики в благоговейном ужасе созерцали, как с Учителем беседовали великие пророки Ветхого Завета – Моисей и Илия: «и се мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия, явльшася в славе. Глаголаста же исход Его, иже хотяше скончати во Иеросалиме» (Лк 9:30-31).
Одна из самых красивых икон, посвященных этому празднику – это храмовый образ, написанный в начале XV века для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. По мнению искусствоведов, она написана художником круга Феофана Грека.
Первое, что притягивает взгляд – белоснежная, сияющая звезда, в центре которой – Христос. Это – самое светлое место образа; в какую бы точку иконы не посмотрел, глаза всё равно снова и снова возвращаются туда. Из голубовато-серой сферы исходят три луча; они заставляют апостолов прячась, закрывать глаза, кубарем катиться с горы. Одежды и Петра, и Иакова и Иоанна отражают этот ослепительный, голубоватый Свет.
По правую руку от Спасителя – пророк Илия. По левую – Моисей. Явление их пред Господом должно было уверить учеников в том, что Христос выше пророков. То, что великий Моисей, как смиренный раб склонился перед Христом показывало, что Он не только не был нарушителем Ветхозаветного Закона; Он был его установителем. Оба праведника явились, чтобы свидетельствовать о Славе Господней: Моисей – от мира мёртвых, Илия, взятый живым на небо – от живых.
Из апостолов лишь один Петр поднимает глаза к небу, и говорит: «Господи, добро нам зде быти. Аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии» (Мф 17:4) Не зная, как выразить свои чувства, он словно хочет сказать: как же хорошо здесь, вдали от людской злобы и всего мирского!
Здесь также добавлены дополнительные сцены: в центральной части – восхождение на гору и схождение с неё, а в верхних углах иконы – чудесное принесение ангелами Илии и Моисея.
Одежды и горки, написанные тёплыми зеленоватыми и охристыми оттенками, оттеняются холодноватыми бликами. Эти отблески фаворского света словно преображают всё окружающее, одухотворяют мир, приводя его к первозданному, божественному состоянию. Лики пророков и апостолов отражают свет – и потому сами становятся источниками света.
В день Преображения Господь являет и своим ученикам, и нам, что Он – действительно Сын Божий, добровольно пришедший спасти человечество от греха, открыть нам путь на небо.
Он открывает нам смысл существования человека на земле – преобразиться, стать отражением божественного света – и преобразить мир вокруг, каждую вещь привести к божественной гармонии.
Тропарь, глас 7:
Преобразися на горе Христе Боже, показав учеником Своим славу Свою, якоже можааху, да восияет и нам грешным свет Твой присносущныи, молитвами Богородицы, Светодавче Слава Тебе.
Кондак, глас 7:
На горе преобразися, яко же вмещааху ученицы Твои, славу Твою Христе Боже видевше, да егда Тя узрят распинаема, страсть убо разумеют вольную, мирови же проповедят яко Ты еси воистину Отчее сияние.