Успение Пресвятыя Богородицы.

Сегодня, 28 августа (15 августа по старому стилю) мы вспоминаем Успение Пресвятыя Богородицы. В этот день Она окончила свои земные труды и вернулась к Господу, Богу и Сыну Своему.

По просьбе Богоматери, в день Успения апостолы были чудесным образом перенесены со всех концов света, где они проповедовали, в Иерусалим, чтобы проститься с Ней. После тихой кончины Девы апостолы торжественно пронесли Её тело в Гефсиманию, и похоронили в гробнице рядом с Её родителями и Иосифом обручником. По преданию, один из апостолов не смог присутствовать в день Успения, и прибыл лишь на третий день. Когда по его просьбе был открыт гроб Пречистой, Её тела в нём не оказалось – только погребальные пелены, от которых исходило благоухание. Поражённые апостолы поняли, что Христос вознёс Её в Свои обители прежде общего воскресения.

А вечером того же дня во время трапезы Она явилась ученикам, в окружении сонма ангелов, и сказала, что будет всегда с ними.

Настроение Успения ближе скорее тихой радости, чем печали. Это событие было праздником и для самой Богородицы: Она, всю жизнь проведшая с Богом, не могла не радоваться встрече с Ним.

Умиротворённое настроение отражается и в иконах Успения. Наш образ написан в начале XIII века для Успенской церкви Десятинного монастыря близ Новгорода. Светлый колорит, мягкие, округлые контуры фигур, сдержанные жесты, спокойные лики настраивают на вдумчивое рассматривание.

Новгород.-Для-церкви-Успения-Десятинного

Дева Мария лежит на светлом ложе, со сложенными накрест руками. По сторонам от него – две группы апостолов и святители: слева – Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит; справа – Иаков брат Божий, бывший на тот момент епископом в Иерусалиме.

За ложем, по центру иконы изображён фронтально стоящий Христос. Он бережно держит в руках Её душу, изображённую в виде младенца, как символ рождения в новую жизнь. Невольно возникают ассоциации с Рожеством – так же носила на руках Дева Младенца Христа.

По сторонам от Него – два ангела с покровенными руками, готовящиеся принять светлую Душу. В самом верху ангелы возносят Её в усыпанный звёздами сегмент неба.

По сторонам в верхней части иконы мы видим апостолов, несомых на облаках в Иерусалим. Эта деталь встречается не на всех иконах Успения. Такой извод с летящими апостолами обычно называется «облачным». Полы их одежд развеваются, словно подхваченные ветром.

На переднем плане – подножие, на котором стоят туфли Богоматери – в знак оставления Ею земных трудов. С XV века перед ложем начинают изображать апокрифическое сказание о первосвященнике Афонии. Он хотел перевернуть ложе Богоматери, но успел лишь дотронутся до него – ангел отсёк ему руки, так что кисти остались отделёнными, как бы приросшими к ложу. Лишь после раскаяния Афонии, и молитвы к Богородице его руки вновь срослись.

Лики-апостолов.-Успение-Богородицы.-Начало-XIII-века.-Новгород.-Для-церкви-Успения-Десятинного

Одухотворённые лики апостолов излучают свет. Почтительно склонился к ногам Богоматери апостол Павел; приник к изголовью ложа Иоанн Богослов; мерно кадит апостол Петр. Плавный ритм складок, наклонов голов, чередование разбелённого голубого, различных оттенков розового, коричневого, охристого и зелёного – всё удивительно гармонично. Когда смотришь на икону, всё вокруг словно замирает, душа успокаивается.

Хочется верить, что, как поётся в тропаре праздника, «…во Успении мира не остави, Богородице». Пресвятая Дева была, есть и остаётся Заступницей и Молитвенницей, Предстательницей перед Христом за весь человеческий род.

Тропарь, глас 1:

В рожестве девьство сохранила Еси, и во Успении мира не остави Богородице. Преставибося к животу, Мати сущи живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душа наша.

Кондак, глас 2:

В молитвах не усыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста. Но яко животу Матерь, на живот престави, иже во утробу вселивыися приснодевственую.