Образование для старообрядцев - достаточно молодое направление христианской жизни после безбожного времени. Многие смотрят на него с надеждой, у кого-то есть своя фантастически мастерская воскресная школа, а кому-то вообще не важно какие будут грамотные прихожане, пение в храме и прочее.
Молодежь поступает учиться. Училище - это не место, где можно убить время. Прежде всего — если не воспитывать в себе трудолюбие к дисциплинам, то и позорно будет подступить к итоговому экзамену, на котором понимаешь, что эти два коротких года были лишь профанацией и дуракавалянием. Для этого в училище есть подготовка, грамотные преподаватели и прилагается максимум усилий для церковного образования. О таком серьезном отборе и хотелось бы поговорить в начале.
Итоги 2018 года выпуска показали, что далеко не всех "кого попало" училище рекомендует приходам как специалистов, ведь в 2018 году число выпускников едва ли дотянуло до половины от общего количества второкурсников. Остальные получили не диплом церковного образца, а справки о прослушивании курса лекций. Причины такого скромного результата выпуска различны, но чаще всего – это нерадение в учебе и слабом трудолюбии. Программа обучения довольно простая, преподаватели хоть и строгие и призывают еще и к самообучению, но все-таки понимают, что не все так просто успеть. Поступающему следует помнить о том, что он идет учиться, постигать церковные науки, чтобы потом послужить Богу, Церкви, благоукрашать богослужение и служить обществу.
Да, в училище многому можно научиться, но обучение, как известно, не действует насильно на человека. Мозги в училище не вправляют, а только сажают семена знаний на готовую почву, которая, как надеется учительский состав, добрая, готовая дать плоды. Нельзя вот так выучиться и стать преподавателем воскресной школы, уставщиком или даже талантливым регентом, не развивая способностей и не проявляя творческого потенциала. Ведь во многом реализация таланта, стремление что-то улучшить зависит от трудолюбия, смирения и желания творить.
Училище для молодежи.
Большое внимание в образовательном процессе уделяется не только образованию, но и правильному подходу к жизни студента: укрепилась дисциплина, распорядок дня и устроено свободное время. Кто-то скажет, что училище призвано больше для молодежного общения, что все идут туда ради общения. Они в чем-то правы, ведь благодаря этому молодежному общению крепнет и старообрядчество, которое сплачивается целыми общинами, находящимися друг от друга на далеких расстояниях. Благодаря такому общению крепнет и сама Церковь. Ни для кого не секрет, что в училище часто находят друг друга юноши и девушки, способные направить энергию на Церковь — руководить хором, воскресной школой. Они руководствуются идеей поиска такого человека, вместе с которым можно служить Богу. Вспомним Акилу и Прискилу «с их домовой церковью» (читайте в послании к Коринфянам в конце) — один из ранних примеров совместного благого дела для Бога и Церкви.
Есть такие студенты, которые с удовольствием идут в библиотеку, или остаются в кабинете ради подтягивания навыков пения. Приятно прежде всего то, что они самореализуются, развиваются. Ведь саморазвитие – это важная часть не только в учении, но и в жизни.
Жизнь студенческая, конечно, наполнена и тем, что необходимо человеку во взрослой жизни. Имея соседа по комнате, привыкаешь к другому человеку, учишься принимать его таким, какой он есть. Мы призываемся к доброте, смирению и любви ко всякому человеку, ответственности и исполнительности, терпению и другим благам, даруемым от Бога. Это хороший способ развить в себе эти важные для будущей жизни добродетели. Поддержание чистоты в комнате и во время дежурства, даже уборка мусора – это шаг не только к чистоте, но и к заботе о других.
Поездки в разные города, экскурсии – это третья сторона жизни в училище, но это еще далеко не все… конференции, круглые столы, посвященные актуальным темам христианства, на которых можно высказать не только свои предложения и мысли, но потом и реализовать их, - все это еще одна положительная сторона студенчества.
На высоком уровне стоит и молитва. Утром - полунощница до девятого часа в Покровском соборе. Вечером – павечерница в Христорождественском храме в четверике. Если в первом случае студенты лишь принимают небольшое участие в богослужении, то во втором они уже сами берут в руки указку, смотрят устав (например, канон, тропари) – учатся быть самостоятельными и брать инициативу в свои руки. Ведь есть приходы, где служба порой повисает на одном человеке. Если его нет, то и службы либо не будет, либо ее просто не смогут провести, испугавшись или просто остановившись от чувства безысходности.
Самое интересное в богослужебной практике происходит на выходных, когда студенты отправляются в приходы. Во многих приходах чуткие пастыри или уставщики с удовольствием помогают студентам развивать навыки, полученные ими только в теории. Одна проведенная служба во много крат усиливает действие полученных знаний.
Летняя практика – тоже особенное время. Едут либо к себе, либо с удовольствием отправляются по приглашению в другие приходы. Например, один студент поехал в Уральск, там, где находится нетленное тело святителя Арсения. Как же он хорошо и восторженно отзывался о проведенном там времени! Когда довелось его услышать, то на мгновение показалось, что и сам был там, разделив чувство радости. Он многому научился, помолился святому и получил много полезного для души.
Ничто не должно останавливать человека в любви к такому деланию. Многие приходы, родные для студентов и не очень, зарекомендовали себя как гостеприимные и радушные обители, с радостью принимающие гостей. Однако и студент оказывает всяческое почтение к встречающей стороне, чтобы и он и его скромный труд для Церкви вдохновлял на труды других прихожан. Ведь когда чем-то занимаешься с интересом и любовью, то и другие люди невольно увлекаются. Может быть и так, что в приходе начнутся спевки после службы, воскресные школы – а ведь это не просто пожелание, а указание Освященных соборов.
Заключение
Потенциал училища достаточно широк, он позволяет сделать основу для будущего развития человека в церковных науках. Да, безусловно есть гениальнейшие учителя пения, устава, преподавания основ веры и другие способные люди, с любовью относящиеся к своему труду, но, как показывает практика, — они небольшими очагами горят в различных старообрядческих центрах. Чего-то всегда не достает — базы, дисциплин и преподавателей. Не всегда один грамотный человек может взяться за несколько церковных наук сразу. Было бы намного лучше, если бы эти учителя централизовали бы свои знания в одном месте, и преподнесли его для христианского общества.
Например, в училище из прихода, в котором на высоком уровне развито пение, направляется абитуриент, там он проходит обучение, восполняет пробелы в знаниях, и возвращается он уже не только певцом (хотя, в некоторых певческих школах, пение которых считается лучшим во всем старообрядчестве, — каждый — и певец и регент и все остальное), но и экскурсоводом – может рассказать об истории старообрядчества, провести экскурсию для интересующихся, или знающим церковную историю, или имеющий навыки переплета книг, или освоил колокольный звон и передает все эти знания другим христианам на воскресной школе. А если еще он постиг и катехизис, христианскую философию, то он уже смело может проводить курсы для оглашенных – будущих христиан. Согласитесь, что это – большая перспектива, это направление достойно не только одобрения, но и активного совместного участия, где главной наградой будет награда от Бога, ради Которого мы все и трудимся на ниве церковной жизни.
Хочется подчеркнуть, что с грамотным пением и чтением, с воскресной школой и развитием церковного образования люди будут оставаться в храме, оказывая большую помощь Церкви. Молодежь будет реализовывать себя там. В этом деле должен потрудиться каждый. Хороший пример подают те, кто в молодые годы с любовью относится к пению, творит и созидает Божию службу и чувствует плоды от своих скромных трудов и какую пользу они приносят. Ведь самореализация, как уже сказано выше, - заставляет человека увлеченно трудиться, воплощая свои идеи в жизнь.
Даниил Ермохин.