Доклад. Учебно-образовательная деятельность на Рогожском

 

В атмосфере добра и понимания Международный старообрядческий форум состоялся в Москве 18–19 мая 2021 года.

Директор Духовного училища А.И. Шатохин предоставил доклад на тему:

"Учебно-образовательная деятельность на Рогожском XVIII-XXI столетия".

 

 

В этом, 2021-м году исполняется ровно 250 лет Рогожскому кладбищу, которое появилось в 1771 г. Это был год страшной чумы – вот, именно тогда, 11 сентября 1771-го и появилось Рогожское. Именно Рогожскому доведется стать главным духовным центром старообрядцев-поповцев уже в начале XIX века. Рогожское появилось в 1771, а традиции обучения старообрядцев появились еще в конце XVII-го века, - начале XVIII-го.  Вот эти традиции и берутся за основу в нашем духовном центре.

Миссионеры господствующей церкви начали видеть серьезных конкурентов уже в XVIII-м веке. Именно тогда разгорается полемика миссионеров со старообрядцами. Именно тогда появляются «Дьяконовы ответы». (1719 г.) и «Поморские ответы» (1723 г.). Появление этих догматических трактатов в уже сформировавшихся духовных центрах старообрядцев (Выг и Керженец) невозможно было без учебных заведений.

Каждому старообрядцу нужно было иметь определенное знание для того, чтобы понимать, для чего он идет на мучения, убегая с нажитых мест, для чего он противится официальной церкви и правительству. Вот для этого и нужны были знания. В начале XX-го века старообрядец Кириллов И.А. писал: «Невольно бросается в глаза горячее стремление к истинному, не однобокому свету знаний. История старообрядчества дает яркий пример русской самобытной школы, которая жила на Руси, несмотря ни на какие административные карательные меры, и скромно делала свое великое и светлое дело. Да, это не преувеличение - Великое и светлое! Русский народ многим обязан старообрядческим народным учителям, этим стильным старушкам и старичкам с их старинной «Иосифовской» Псалтырью.»

-  Первыми примитивными школами стало домашнее образование, когда родители учили своих детей основам вероучения.

-  Появлялись организованные передвижные школы. Община выбирала грамотного старообрядца, который учил детей и взрослых.

Миссионеры господствующей церкви с удивлением констатировали грамотность старообрядческой молодежи в XVIII, XIX, XX веках.

Статистика красноречиво говорит о том: «…Если в 1908 г. средний уровень грамотности в Европейской части России равнялся 23%, то у старообрядцев – 36% ...»

Но, позвольте, я перейду к рассказу о Рогожском кладбище. Это первый период свободы, время правления Екатерины II. Именно в это время, создается прекрасный архитектурный ансамбль Рогожского, на рубеже XVIII-XIX веков - именно Рогожское становится главным духовным центром старообрядцев-поповцев. Я думаю, что в этом Рогожскому помогла, да и сегодня помогает еще один старообрядческий центр – Гуслица, находящийся в Мещерских лесах, рядом с Москвой. Гуслица, как и Выг подарила Русской Культуре:

а). Рукописную певческую книгу, украшенную миниатюрой

б). Медную пластику

в). Лубок

Именно Гуслица подарила нам Морозовых, Кузнецовых, Рахмановых, Громовых, Солдатенковых и др.

Именно Гуслица давала и продолжает давать иереев, епископов, и ныне здравствующий Предстоятель РПСЦ, митрополит Корнилий – выходец из Гуслицы.

Именно в Гуслице в XVIII-XIX веках распространяются школы-кельи. Монахи обучали детей основам грамотности и богословским познаниям. Школы эти находились в районе сел Беливо, Шувое.

Вот эта взаимосвязь Рогожского и Гуслицы позволила в нач. XIX века создать на Рогожском первое духовное училище при иерее И. Ястребове. К сожалению, во время правления Николая I, в 1835 году оно было закрыто и ушло в подполье, XIX век подарил нам старообрядцев-начетчиков, которые готовились в таких секретных школах. Это епископ Арсений Уральский, епископ Иннокентий, Ф.Е. Мельников. Рогожское и село Безводное были в XIX веке центрами подготовки начетчиков.

Второй период свободы – это манифест о веротерпимости 17 апреля 1905 года. По всей России открываются старообрядческие школы. Конечно, теперь официально, продолжает работу Училище на Рогожском.

Совершенно новую страницу в истории старообрядческого образования открыл Московский Старообрядческий богословско-учительский институт. Это учебное заведение было основано при общине Рогожского кладбища старообрядцев Белокриницкой иерархии. Первоначально институт задумывался для подготовки преподавательских кадров в старообрядческие школы и училища. В институте предусматривалось шестилетнее обучение: четыре курса общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. В программу обучения входили следующие предметы: История Священного Писания, Малый катехизис, Литургика,  Догматическое Богословие, Основное Богословие, Сравнительное Богословие, История восточной и западной церквей, История Русской Церкви, Истрия Старообрядчества, Апологетика Старообрядчества, Церковное право с практическим руководством для священников, русский язык (этимология, синтаксис, грамматика, теория словесности, литература), славянский язык,  арифметика, алгебра, геометрия, всеобщая история, русская история, география, физика, природоведение, логика, психология, введение в философию с обзором философских проблем, педагогика (история педагогики, общая педагогика, дидактика и методика), гигиена, греческий язык, немецкий язык, рисование (иконопись), крюковое пение.

Первым директором Московского Старообрядческого богословско-учительского института стал Александр Степанович Рыбаков, выпускник исторического факультета Московского университета, ученик В.О. Ключевского, отец знаменитого историка, академика Б.А. Рыбакова. Первый класс старообрядческого института был открыт 10 сентября 1912 г. Попечительский совет, состоявший из известных деятелей старообрядчества (в него входили С.Т.Рябушинский – председатель и, по сути, главный руководитель института, А.И. Морозов, Г.С. Морозов, С.Д. Милованов и др. члены совета), рассмотрел рекомендации местных старообрядческих общин и принял без экзамена 23 человека. Кроме того, к вступительному экзамену было допущено еще 15 человек. Из первых студентов 12 были крестьяне, шесть – мещане, девять – казаки. 13 студентов были сыновьями старообрядческих священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет. Институт просуществовал до 1918 г., когда был закрыт большевиками. Последним директором института был известный начетчик и богослов Ф.Е. Мельников.

В 1918 г. в Москве по инициативе старообрядцев всех согласий, имевшихся в столице, была основана Старообрядческая народная академия – курсы по истории и культуре старообрядчества. Основной целью курсов было просвещение старообрядцев и ознакомление общества со старообрядчеством. Деятельность Старообрядческой академии предполагалось вести на постоянной основе вместо закрытого большевиками Московского старообрядческого богословско-учительского института. Удалось провести всего один учебный цикл (с 15 мая по 1 июля 1918 г.). За полтора месяца 117 постоянных слушателей Академии прослушали курсы лекций М. Давыдова «Введение в историю старообрядчества», И. Кириллова «Старообрядчество и современная культура», К. Швецова «Общественно-экономические условия в жизни старообрядчества», П. Ануфриева «Старообрядчество и политика». Кроме преподавателей-старообрядцев (поповцев и беспоповцев) лекции читали князь Е.Н. Трубецкой (о русском возрождении в религиозной живописи) и А. Кизевепер (о строе древнерусского общества). До своего рукоположения в иереи новообрядческой церкви (9 июня 1918 г.) лекции о современной обмирщенной культуре читал философ и богослов С.Н. Булгаков. Однако, и это, последнее старообрядческое учебное заведение в России было закрыто властями в июле 1918 г.

В советский период закрываются все официальные духовные заведения, образование ушло, точнее, вернулось в семью, как и в XVIII веке.

Третий период свободы наступил в конце XX, в начале XXI столетия. В 1996 г. на Рогожском открывается Духовное училище. Директором становится П. Киселишин. Но, к сожалению, через 2 года Училище снова закрывается.

Зато, с 2004 г. Духовное училище на Рогожском (М.С.ДУ.) возобновляет работу и работает по сей день:

1-й директор иерей о. Иоанн Думнов

2-й директор иерей о. Евгений Чунин

3-й директор Шатохин Анатолий Иванович

В настоящее время идет капитальный ремонт здания Московского Старообрядческого Института. Мы верим в то, что через несколько лет двери института примут первых старообрядцев.