Рожество Христово – один из самых радостных и светлых праздников в году. Я хочу рассказать об одной из икон, посвященных этому событию – иконе из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Тонкие и нежные цвета иконы, гармоничная композиция, спокойный ритм силуэтов оставляют впечатление тихой радости. Хочется долго рассматривать и обдумывать прекрасный образ, написанный не иначе как под благодатью Святаго Духа. По одной из версий, мастером, написавшим эту икону, мог быть даже сам преподобный Андрей Рублев.
Она завораживает своей удивительной тишиной и спокойствием. Все словно замерло, дивясь происходящему чуду. Состояние благоговейного молчания очень выразительно описано в апокрифическом протоевангелии Иакова: «И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, все в этот миг остановилось» (протоевангелие Иакова 18:3–5).
Исус Христос, которого так долго ждали, явился в мир, чтобы спасти падшее человечество. С самого момента Своего Рождения Он показывает нам пример смирения и терпения – ведь Он, Владыка всего мира, пришёл в мир не в величии славы, а в простоте и бедности. Он изображен самым маленьким на иконе – чтобы показать Его предельное унижение. И ближе всего к новорожденному Царю всех находятся вол и осел – как бы напоминая слова пророка Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (книга пророка Исаии, 1:3). У входа в пещеру поклоняются новорождённому Христу безгрешные ангелы. Спешат, но ещё не подошли к пещере удивлённые радостной вестью пастухи. И где-то вдалеке, по горам, скачут из далёкой страны мудрецы, неся с собой богатые дары маленькому Христу.
Фигура Божьей Матери превосходит собой все остальные. Отвернувшись от своего Сына, Она, подперев рукой голову, горестно задумалась о нелегком будущем Христа. Расположенная по диагонали, Её фигура, словно лестница, соединяет собой небо и землю – ангелов и праведного Иосифа. Это ещё и подчёркивается одинаковым наклоном головы – и у Иосифа, и у благовествующего пастухам ангела, и у Богоматери. Плавные очертания её силуэта перекликаются с силуэтом Младенца – как бы подчёркивая единение Сына и Матери. Обе фигуры словно не касаются земли, мягко парят над всеми остальными деталями иконы.
В нижней части иконы мы видим служанок, омывающих Младенца в купели, своими очертаниями так похожей на евхаристический потир. Слева изображён праведный Иосиф. Он задумчиво смотрит на примостившегося у его ног ягнёнка – ведь Христу суждено быть закланным, словно жертвенному агнцу.
В иконе всё вращается вокруг центра, все детали ритмически и композиционно связаны с фигурой Спасителя. Поэтому художник практически не изображает небо – ведь сейчас самые главные события происходят на земле. Своим Воплощением Бог освятил человеческое естество – поэтому и ангелы не парят в небе, а поклоняются Христу наравне с людьми. Интересно, что из всего народа избранного первыми узнали весть о Рождении Спасителя простые и бедные пастухи, а не учёные фарисеи и книжники. Хотя фарисеи и знали Писание и пророчества о грядущем Мессии, они были «вместилищем всякой злобы» и поэтому были не готовы к встрече со Христом. И даже языческие мудрецы оказались ближе к Богу, чем они. Ведь только чистым сердцем можно узреть Спасителя.
Трудно оторвать глаза от древнего образа, словно напоенного светом и теплом. Дай Бог, чтобы в сердце каждого из нас было также светло, чтобы и мы могли радостно встретить родившегося Спасителя мира.
Автор - Мария Чекушина