Сегодня, 28 августа (15 августа по старому стилю) мы вспоминаем Успение Пресвятыя Богородицы. В этот день Она окончила свои земные труды и вернулась к Господу, Богу и Сыну Своему.
По просьбе Богоматери, в день Успения апостолы были чудесным образом перенесены со всех концов света, где они проповедовали, в Иерусалим, чтобы проститься с Ней. После тихой кончины Девы апостолы торжественно пронесли Её тело в Гефсиманию, и похоронили в гробнице рядом с Её родителями и Иосифом обручником. По преданию, один из апостолов не смог присутствовать в день Успения, и прибыл лишь на третий день. Когда по его просьбе был открыт гроб Пречистой, Её тела в нём не оказалось – только погребальные пелены, от которых исходило благоухание. Поражённые апостолы поняли, что Христос вознёс Её в Свои обители прежде общего воскресения.
А вечером того же дня во время трапезы Она явилась ученикам, в окружении сонма ангелов, и сказала, что будет всегда с ними.
Настроение Успения ближе скорее тихой радости, чем печали. Это событие было праздником и для самой Богородицы: Она, всю жизнь проведшая с Богом, не могла не радоваться встрече с Ним.
Умиротворённое настроение отражается и в иконах Успения. Наш образ написан в начале XIII века для Успенской церкви Десятинного монастыря близ Новгорода. Светлый колорит, мягкие, округлые контуры фигур, сдержанные жесты, спокойные лики настраивают на вдумчивое рассматривание.
Дева Мария лежит на светлом ложе, со сложенными накрест руками. По сторонам от него – две группы апостолов и святители: слева – Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит; справа – Иаков брат Божий, бывший на тот момент епископом в Иерусалиме.
За ложем, по центру иконы изображён фронтально стоящий Христос. Он бережно держит в руках Её душу, изображённую в виде младенца, как символ рождения в новую жизнь. Невольно возникают ассоциации с Рожеством – так же носила на руках Дева Младенца Христа.
По сторонам от Него – два ангела с покровенными руками, готовящиеся принять светлую Душу. В самом верху ангелы возносят Её в усыпанный звёздами сегмент неба.
По сторонам в верхней части иконы мы видим апостолов, несомых на облаках в Иерусалим. Эта деталь встречается не на всех иконах Успения. Такой извод с летящими апостолами обычно называется «облачным». Полы их одежд развеваются, словно подхваченные ветром.
На переднем плане – подножие, на котором стоят туфли Богоматери – в знак оставления Ею земных трудов. С XV века перед ложем начинают изображать апокрифическое сказание о первосвященнике Афонии. Он хотел перевернуть ложе Богоматери, но успел лишь дотронутся до него – ангел отсёк ему руки, так что кисти остались отделёнными, как бы приросшими к ложу. Лишь после раскаяния Афонии, и молитвы к Богородице его руки вновь срослись.
Одухотворённые лики апостолов излучают свет. Почтительно склонился к ногам Богоматери апостол Павел; приник к изголовью ложа Иоанн Богослов; мерно кадит апостол Петр. Плавный ритм складок, наклонов голов, чередование разбелённого голубого, различных оттенков розового, коричневого, охристого и зелёного – всё удивительно гармонично. Когда смотришь на икону, всё вокруг словно замирает, душа успокаивается.
Хочется верить, что, как поётся в тропаре праздника, «…во Успении мира не остави, Богородице». Пресвятая Дева была, есть и остаётся Заступницей и Молитвенницей, Предстательницей перед Христом за весь человеческий род.
Тропарь, глас 1:
В рожестве девьство сохранила Еси, и во Успении мира не остави Богородице. Преставибося к животу, Мати сущи живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душа наша.
Кондак, глас 2:
В молитвах не усыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста. Но яко животу Матерь, на живот престави, иже во утробу вселивыися приснодевственую.