Родина моих предков по отцовской линии – старообрядческий Иргиз. На фотографии начала прошлого века – мой прапрадед и его семья, сельский священник батюшка Яков, служивший в селе Мосты на Иргизе.
Семья моего прадеда, Назара Чекушина, бежала от раскулачивания с Иргиза на Урал, где и обосновалась в городе Орске. Оттуда «беглый кулак» со старшим сыном Алексеем завербовались на строительство Днепрогэса, пополнив ряды пролетариата Советской России.
В период Великой Отечественной войны сыновья Назара Чекушина - братья Алексей и Иван с честью выполнили свой воинский долг.
Иван Чекушин участвовал в Финской войне. Великую Отечественную встретил, будучи в рядах Советской Армии.
В ноябре 1943 года батальон гвардии капитана Ивана Назаровича Чекушина одним из первых закрепился на Керченском плацдарме, за что он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Как следует из скупых строк похоронки, 4 декабря 1943 года «в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит… Похоронен Крымская АССР, Керченский р-н, село Баксы, Сев.-вост. окр. Могила № 55».
Старший брат, Алексей Назарович Чекушин, в рядах действующей армии прошел всю войну с июня 1941 года до победного 1945-го. За образцовое выполнение заданий командования при форсировании рек Шпрее, Нейсе и Эльба, награжден орденом Красной Звезды.
В наш толерантный век много лживых побасенок распространяется о нашей истории. Одна из них – о предательской роли кулачества в Великой Отечественной войне. Оба деда и двое прадедов моего отца (еще двое не дожили до коллективизации) были раскулачены. Именно их сыновья и внуки защитили родную землю в грозную годину войны. Именно они, потомственные русские хлеборобы, окрещенные советской властью «кулаками», сломали хребет фашистскому зверю и отстояли родную землю-матушку…
Тема «Старообрядчество – кулачество» востребованна и плодотворна. На рубеже 30-х годов боевая соратница вождя мирового пролетариата, Н.К. Крупская возглавила фронт борьбы с религиозным фанатизмом в молодой Республике Советов. Будучи человеком, осведомлённым и весьма прозорливым, из всех конфессий как самую зловредную Надежда Константиновна выделяла старообрядчество, неоднократно подчеркивая, что борьба со старообрядчеством является не просто борьбой с религиозными предрассудками, но, по преимуществу и по существу, борьбой классовой. Ибо не все кулаки староверы, но все староверы – идейно кулаки и подлежат искоренению не просто как религиозные фанатики, но как классовые враги. Именно это отношение к старообрядчеству Советская власть демонстрировала на протяжении всего времени своего существования.
Во времена господства коммунистической идеологии, после золотого века старообрядчества (1905–1917 гг.), старообрядчество вновь заняло свою привычную политическую нишу гонимой и уничтожаемой внесистемной оппозиции. Во многом этому способствовала и господствующая никонианская церковь.
Старообрядчество есть корневая система русского народа. Задаться вопросом, зачем старообрядчество России, может лишь человек, ментально и духовно чуждый всему русскому.
А ведь сейчас, как и в годину любых испытаний, духовно и идейно старообрядчество востребованно. Потому как именно старообрядчество, являясь хранителем идентичности Святой Руси, является цементом, скрепляющим Русский Мир.
Патриотизм нынче в моде. Историческая память дает нам образцы очень разных форм патриотизма, вплоть до патриотизма, известного как «последнее прибежище негодяев». С удивительными формами патриотизма мы сталкиваемся в нашей повседневности. В нашем родном подмосковном Одинцово пару лет назад на выставке живописи, приуроченной к Дню Победы, меня особенно поразила одна из картин: над полем боя, усеянным убитыми красноармейцами, развевается власовский триколор. Предатель с шмайсером в руке и нашивкой РОА на плече попирает ногой красное знамя.
Зная трагическую судьбу наших военнопленных, можно и должно многое переосмыслить и понять. Понять и простить. Но возведением предателей в герои совершается кощунственное глумление над историей, над вечной памятью павших.
Мы, потомки тех, кто победил в войне, не должны позволять клеветникам чернить нашу историю. Мы должны хранить, как зеницу ока, треугольники фронтовых писем, награды и скорбные похоронки. Память героев священна. В этом – залог силы России и ее грядущих побед.
В конце же хочу привести расшифровку одного из последних писем с фронта Ивана Чекушина.
28 ноября 1943
Коля, шлю фронтовой привет. Николай, мои дела идут хорошо. Ты полностью не испытал тяжелого, но почетнейшего дела защищать Родину с оружием в руках. Ты полностью не видел тех /***/ и мучений, которых немцы делают нашим людям, городам и селам. И когда видишь все своими глазами, так ненависти к врагам-немцам столько, что она не в состоянии удержаться, а рвется неудержимо вперед истреблять гадов немецких оккупантов. Мы отомстим врагу. Бьем его беспощадно, и с каждым днем немцев остается меньше. Значит близок час окончательной победы.
Коля, на днях получил ваше письмо от 8.11.43. Я сознаю свою вину, что редковато писал письма. Ты знаешь, мало было времени, чтобы часто писать. Сейчас буду писать больше.
Коля, меня наградило командование орденом Красного Знамени, и он у меня уже на груди. Я дал обещание бить немцев еще больше. И это будет выполнено.
Ты знаешь, Николай, интересный был бой. Я хочу хоть немного его описать. Немцы построили укрепления на важной высоте. Моему подразделению было приказано занять эту высоту. Мы вместе с танками пошли. Немцы открыли огонь из артиллерии, пулеметов и минометов. Мы тоже им дали горячий обед. Затем мои воины-гвардейцы поползли к блиндажам, закололи находящихся там фрицев и из их же пулеметов открыли огонь по траншеям, откуда гады пошли в контратаку. Бой был ожесточенный, и мы победили, высотка была покрыта гансами, то есть ихними трупами, а более тридцати человек мы взяли в плен. И вот этих пленных привели ко мне. Жуткие люди. Трусятся, лепечут – Гитлер капут, руссиш гуд и пр.
Николай, много гвардейцев действительно были богатырями в этом бою. Я записал их фамилии и по окончании войны расскажу подробно об их подвиге во славу Родины.
Командование большинство участников этого боя наградило орденами.
И так, Николай, мы идем вперед и только вперед. Наша часть овеяла свои знамена боевой славой. Ты, наверно, знаешь ее. Эта та, которая больше других частей имеет наград и первая получила орден Суворова.
Такова моя жизнь.
Коля, желаю тебе работать и показать полностью свои способности делу очищения нашей родины от немецких гадов. Мы сильны на фронте, потому что силен и крепок наш тыл и обеспечивает нас всем необходимым.
Будь здоров, Коля.
Целую. Твой брат Ваня.
На фотографии. После Финской. Иван Чекушин крайний слева.