"Об уместности и неуместности дистанционного образования, проблемах образования, экологии созерцания программных, машинных интерфейсов"
Андрей Александрович Хазов
Преподавал 12 лет прикладную механику в Уральском политехническом институте (ныне УрФУ им. Б.Н. Ельцина), обучался по металлургической специальности в очной аспирантуре, получил второе высшее образование в сфере финансов, занимался экспертизой инноваций, независимой общественной экологической экспертизой опасных производственных проектов через экологическое НКО. Работал на общественных началах экспертом Общественной палаты Свердловской области, экспертом комиссии по экологии и природопользованию Уральской торгово-промышленной палаты, экспертом по туризму при СО СПП. Будучи вице-президентом клуба ЮНЕСКО «Общество духовной культуры» и руководителем оргкомитета межнационального фестиваля «Мир Света» - сохранением благоприятной среды обитания, культурно-исторического наследия, святых, почитаемых мест коренных народов и конфессий Урала, в том числе, старообрядцев. Моя покойная бабушка по отцовой линии Хазова (Щербакова) Марфа Тимофеевна из часовенных старообрядцев села Быньги Невьянского района (Свердловская область). Письменно уполномочен 108 старообрядцами общины древлеправославных христиан часовенного согласия сел Быньги, В-Таволги, Н-Таволги, Сербишино Невьянского района сохранять культурно-историческое наследие, благоприятную среду обитания от экологических и прочих угроз.
Подмену традиционных форм образования, массовое введение дистанционных форм образования в России и большинстве стран мира, с высокой долей вероятности, можно считать искусственно навязанными населению Земли. Якобы, в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией, искусственно возведенной СМИ в ранг эпидемии и, даже, пандемии (не подтвержденных статистикой). Ни эпидемия, ни пандемия не были объявлены официально, ни ВОЗ, ни органами Роспотребнадзора. Не поддержали почин (глобалистов), лишь, Швеция, Республика Беларусь, Польша (отказавшаяся от ношения «намордников»), несколько африканских государств, общины хасидов, иудеев-ортодоксов в Израиле, общины православных древлеправославных христиан-старообрядцев по всему миру и некоторые другие религиозные общины разных стран, продолжив ведение образовательного процесса и религиозные службы в традиционной форме.
При этом, также, не следует отрицать существование болезнетворного фактора, наличие возрастной, и некоторой этногенетической избирательности его воздействия, опасности для пожилых возрастных категорий населения, и граждан, имеющих хронические заболевания, почечную, печеночную, сердечную, сосудистую недостаточность, иные патологии, аутоимунные заболевания, диабет и пр. Естественное или искусственное его происхождение наверняка будет доказано и расследовано когда-то. Но страх, порождаемый этим явлением, делает еще более пагубное действие. Если Господь попустил этому произойти, значит это необходимо. Испытать людей. Как поведет себя человек, - будет ли спасать, лишь, тело (в чем, признаюсь, сам грешен) или беречь от повреждения безсмертную Душу? Позволит ли разъединить, разобщить Церковь, родовые, родственные связи?
Дьявол, страсти испокон веков искушают, проверяют человека, стирают, искажают, самобытный Божественный образ, заложенный в каждом человеке, и если объединяют людей, то, лишь, в грехе, в основном же, разделяют людей, разрушают семью, родовые, общинные, связи, подменяют живое, в том числе, церковное общение опосредованным. Особенно, это заметно в современном потребительском обществе, где сидящие рядом в транспорте близкие люди, все чаще, общаются друг с другом через смартфоны. Что греха таить, для многих старообрядцев, особенно городской молодежи, смартфон, WhatsАpp стали удобными инструментами повседневной жизни, через который воспринимают мир половину, а то и две трети дня. Никакой экологии цифровых интерфейсов, ограничений в разумном использовании цифровых гаджетов, интернета не разработано, святыми отцами не установлено. Пребывание в смартфонах по работе, из любопытства, в личном общении конкурирует за внимание старообрядцев с живым общением меж собой, со службами в Храме, часовне, с молитвенным деланием, с чтением Псалтыри.
Хорошо, если смартфон, интернет служат в разумных пределах, через них осуществляется чтение той же Псалтыри, Богослужебных книг, элементы подготовки к экзаменам в духовном училище, быстрая связь с близкими, по работе, чтобы кормить семью. Например, видео в youtube о посещении поклонного креста, освященного при участии Владыки Евфимия на месте Благовещенского скита в Невьянском районе Свердловской области. https://youtu.be/SjGb0O8hVbA.
Или, например, видео доклада в Ельцин Центре «Проблемы и пути сохранения благоприятной среды обитания и культурно-исторического наследия коренных народов и конфессий Урала», где поднял тему необходимости охраны святых, почитаемых мест коренных народов и конфессий Урала, в частности охранным статусом «Достопримечательное место» в год празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, с целью сохранения культурно-исторического наследия уральских старообрядцев в Свердловском регионе, развития туризма, организации международного и российского паломничества к святым местам уральского старообрядчества.
на видео отрывки - (01.08.01 - 01.24.52) и (01.41.44 - 01.44.10)
https://drive.google.com/file/d/1WstRL0O740gby3DycyHXt6j6Fe3cutNO/view
Староверы села Быньги обратились к Президенту России Владимиру Путину: (видео) «Не надо из-за золота травить нашу землю»http://www.youtube.com/watch?v=xyqPyjV0m4o
В этом есть плюс наличия таких устройств. Но не по полдня же «торчать» в WhatsАpp и поисковиках, как телефонистка телефонной станции. Где-то попадала информация, что Б.Гейтс, например, ограничивал пребывание своих детей, подростков в гаджетах, компьютерах и интернете 2-мя часами в сутки. Большее время пребывания деформирует личность. Например, подводники, космонавты аналогично, запертые восприятием в ограниченные машинные интерфейсы окружающего пространства, требуют последующей реабилитации после выполнения многомесячного задания. Помимо чтения, пения молитв, созерцательных практик, то, что человек воспринимает снаружи, через органы чувств, формирует его внутренний мир. Если это гармоничный мир живой Природы Земли, созданный Богом, пение птиц, запахи, звуки гор, степей, леса, озера, рек, моря, Богослужебные книги, пение – это наилучшее. Если всю жизнь архитектура городов, к тому же унылая – другое. Если машинные интерфейсы, дизайн программных сервисов, операционных систем, интернет-браузеров, поисковиков, сайтов, соцсетей, компьютерных игр на экранах гаджетов, смартфонов, планшетов, ноутбуков, персональных компьютеров – это третье, не самое лучшее.
Оскудевание гармонии внешнего мира, музыкального, визуального, обонятельного, осязательного постепенно приводят к негармоничности, оскудеванию внутреннего мира человека, потере сонастроя с живой Природой с живыми людьми, с Богом, к еще большему отпадению. К суетному замыливанию восприятия, потере драгоценного Дара, переживания, осознавания Божественной Природы, Благодати в каждый момент, с каждым вздохом, переживания единства с ней в самых простых вещах в простоте жизни. Большинство людей интернет-эпохи, развитого потребительского общества перестают быть сотворцами нового из-за обилия, шквала информации отовсюду из интернета, кажется, что все уже создано до нас, теряют способность творить. Кроме того, по моему мнению, навязываемая нам цифровая образовательная среда (ЦОС), способна сделать будущее поколение не гармоничными людьми, не активными, деятельными участниками общества, не творцами, а квалифицированными потребителями, к последнему «идеалу» стремился подвести нашу молодежь прежний министр образования Фурсенко.
Традиционные формы образования - очное, заочное, экстерном предполагают живое общение с преподавателями или, как минимум, с экзаменаторами. В них всех, в разной степени, присутствует непосредственный человеческий фактор, живая образовательная среда общения, воспитания. Дистанционные формы образования максимально исключают живое непосредственное общение преподавателя с учеником, студентом, и меж собой, потому как осуществляются через различные гаджеты (ноутбуки, смартфоны, персональные компьютеры) и установленные на них разные онлайн коммуникационные интернет-сервисы опосредованного общения, типа, Zoom, Skype, WhatsАpp, или мессенджеры, видео-аудио приложения соцсетей, типа, Facebook, Вконтакте и т.п.
С 2009 по 2013 мне с единомышленниками, талантливыми разработчиками, авторами инновационных проектов довелось развивать социально-значимый проект «Иннопром - детям и взрослым» на базе НКО «Научно-техническое творчество молодежи и профессионалы». Суть его была в создании команд разработчиков из талантливой и энергичной молодежи с опытными наставниками-профессионалами, коммерциализовавшими свои прежние разработки, новации до коммерческих продуктов, бизнеса и бывших конструкторов, инженеров из оборонной сферы, доказавших свой профессионализм. Путем непосредственной передачи навыков, энергетики знаний, создавались новации, отработка, доведение которых до инноваций на уровне НКО несло меньше рисков и затрат для последующих бизнесов. В 2011 г. проект признан Полномочным представительством Президента РФ в УФО лучшим модельным проектом в Уральском федеральном округе среди других проектов социальных инноваций, даже получена благодарность губернатора Свердловской области. Но сменился губернатор. полпред и этот социальный проект в регионе перестали поддерживать.
Самые дорогие и ценные формы образования – живые формы непосредственной устной передачи знания, энергетики знаний, навыков от учителя, наставника к ученику через слово, пение, делание. Чем меньше учеников приходится на 1 наставника, преподавателя, тем интенсивнее, эффективнее процесс передачи усвоения знаний, навыков, тем дороже такое индивидуальное образование в рыночную эпоху. Видимо, этот вид образования мировые элиты оставляют для своих детей. Для остального человечества – технологии дешевого дистанционного низкокачественного массового образования, ЦОС. Человеку нужен Человек, а не его цифровые заменители, не чудеса технического прогресса, не удобства искусственного интеллекта, не интернет вещей, не умный дом, не потребительский рай, которые безбожного и одинокого человека сделают еще более одиноким и безбожным.
В древности все сказания, эпосы народов, религиозные сакральные гимны передавались, пелись, хранились устно, например, древнейшие гимны индоарийских народов Ригведы, Яджурведы, Самаведы, Атхарваведы. А, одна из 4-х средневековых школ тибетского буддизма так и называется Карма Кагъю (устная передача, «на ухо»), хотя письменность уже существовала, была развита.
В период ковид-истерии выросли, спрос, цены и продажи на рынках SOFTWАRE (программного обеспечения) и HARDWARE «компьютерного железа» интернет-гаджетов, информационно-коммуникативных устройств интернет, в том числе, в связи с введением дистанционных форм обучения и изоляции людей друг от друга. Случайно или не случайно, но глобальные олигархи, типа Билла Гейтса, основные инвесторы в упомянутые и в фармацевтические рынки, оказались в выигрыше в этот период... Если раньше считалось, кто владеет информацией, тот может влиять на события, на управление реальностью, то сегодня, в рыночную эпоху глобализации, - кто создает реальность в сознании людей в обществе через СМИ, интернет, кто задает вектор развития общества, кто создает события (ковид, изоляция, дистант), тот первым пожинает, получает свой финансовый, воспитательный и прочий эволюционный результат в обществе. В пред апокалиптический период авраамической истории, вектор развития может задаваться антихристианским, античеловеческим.
На рынке образовательных услуг в этот период стали популярны, даже, самые низкосортные виды опосредованных образовательных услуг – через интернет офф-лайн программы, системы, типа электронной почты, через которые заказчику образовательных услуг после оплаты отправляются пакеты видео-аудио файлов, записанных уроков и/или домашние задания. Видео-уроки стараются записывать, заказывать у опытных профессионалов-предметников. Учащийся самостоятельно работает с этими материалами, изучает их экстерном. Возникшие в процессе такого самостоятельного обучения или выполнения заданий вопросы экстерн-учащийся может задать через ту же электронную почту или в чатах, типа Mesenger. Остается гадать - насколько качественно тебя проконсультируют и уделят достаточно времени «интернет-наставники», которых предприниматели-организаторы дистанционных образовательных услуг, чтоб повысить рентабельность своих бизнесов, стараются нанимать немного, и недорогих, зачастую, подрабатывающих студентов, чье время стоит недорого.
Первый удар по качеству российского образования в постсоветскую эпоху при госкапитализме был нанесен, когда образование объявили услугой. Забыв о воспитательной его функции.
Второй - с введением ЕГЭ и унифицированной с Западом «Болонской» системой образования (бакалавриата и магистрата) вместо специалитета.
Третий – с введением в вузах системы САЕ (стратегическая академическая единица), ликвидирующей сложившиеся научно-образовательные традиции, кафедры, сложившуюся вузовскую иерархию, должности заведующих, ученых секретарей ликвидированных кафедр в штатном расписании вуза. Вместо завкафедр, отвечавших за качество учебного процесса, научную работу, и ученых секретарей, отвечавших за расписание занятий и т.п., введены должности руководителей образовательных программ (РОП) по выпускающей специальности, которых назначают по остаточному принципу. Они, не будучи профессионалами в этой сфере, вынуждены за 0,2 ставки доцента вуза отвечать за наполнение образовательной программы и качество подготовки учащихся и студентов (бакалавров, магистров), по данной специальности. На западе в системе САЕ ведущим ученым, создавшим научные школы, направления исследований, дается отдельный кабинет в вузах, прикрепляются ассистенты, доценты, секретари. У нас же, через САЕ сломана прежняя традиционная административно-научная система, но новая научная иерархия, инфраструктура для ведущих ученых не построены, российская САЕ не человекоориентирована. Административный аппарат вузов распилил поощрительные средства, выделенные за переход факультетов, институтов на САЕ и все, а количество грантов, привлеченных на НИР денежных средств, статей в котирующихся научных журналах системы скопус – не выросло, где-то снизилось.
Четвертый - фонды заработной платы (ФЗП) многих российских ВУЗов отражают перекос, при котором более половины ФЗП ВУЗов уходит на содержание разросшегося административно-управленческого персонала, остальная, меньшая часть на оплату преподавателей и научных работников, которые создают основной уставной продукт вузов – осуществляют образование и научные работы. Зарплаты ректоров, проректоров некоторых вузов в 50-100 раз превышают зарплаты научных сотрудников, преподавателей, профессоров, составляющих 10-30 тыс. руб. Понимая, что при таких зарплатах преподаватели в России вскоре исчезнут, как класс. в некоторых ВУЗах с них заранее «собирают урожай компетенций, знаний», заказывают за плату запись их талантливых курсов, лекций (интеллектуального продукта, интеллектуальной собственности преподавателей) на DVD-дисках и иных носителях, чтобы продолжить дистантное «обучение» студентов, получение бюджетного финансирования в отсутствие качественных преподавателей по самой низкокачественной модели без человеческого фактора, высылая по эл. почте студентам пакеты лекций записей курсов когда-то живших хороших преподавателей, вымерших, как динозавры и оценивать знания студентов по заранее составленным машинным тестам-угадайкам.
Пятый - качественное образование в РФ перестает быть бесплатным, бесплатное образование все больше снижает качество.
Шестой - в ходе введения дистанта из начальной, средней, высшей школы российского образования уходят с работы на пенсию или умирают наиболее опытные, пожилые преподаватели, соль русского образования, которым тяжело перестраиваться на новый «не живой» технологический уклад. Кого-то из опытных пожилых преподавателей как-то подпитывала жизненная энергия благодарных учеников в ходе обучения вживую, продлевая им жизнь. Выяснилось, что регулярная подготовка преподавателя к дистанционным занятиям и формам образования, передачи знаний каждый раз требует от них больше времени и энергии, а на их зарплате это никак не отражается, в то время, как эксплуатируются, фактически, арендуются жилые помещения преподавателя и учащихся в процессе дистанта, государство, работодатель это никак не компенсирует, но экономит на содержании, аренде, ЖКХ, электроэнергии, уборке помещений образовательных учреждений. Из психологических исследований установлено, что помещения для жизни и работы/учебы должны быть разными, отдельными для полноценного сна и отдыха преподавателя, работника, учащегося, студента. По мнению большинства родителей, от дистанта утомляемость учащихся выросла, здоровье ухудшилось, успеваемость понизилась, мотивация к учебе упала. Дистанционные технологии целесообразно использовать, лишь, в чрезвычайных ситуациях.
Ответы старообрядцев на анкету по изучению мнений жителей России о внедрении дистанционных образовательных технологий и цифровой образовательной среды:
Каждый должен иметь возможность получать бесплатно качественное образование, как в 1933-1970-е годы до начала школьной реформы ССР (или, хотя бы, как в 1970-1991).
Каждый предмет должен объяснять живой высокооплачиваемый школьный, вузовский преподаватель.
В школе должна быть единая программа для всех детей, а не индивидуальная траектория обучения школьника, предполагаемая ЦОС. Потому недопустима сама ЦОС.
Школа должна быть местом живого общения и воспитания, современные системы образования не могут заменить учителя.
Использование современных технологий обучения должно вводиться очень осторожно, после всесторонней проверки.
Совершенно недопустимо наблюдение за детьми и студентами в школе, в вузе с помощью видеокамер и фиксация их контактов на видео.
Совершенно недопустимы в школах, вузах следящие видеокамеры, распознающие эмоции.
Совершенно недопустимо, чтобы информация, собранная в рамках ЦОС с течением времени «безшовно» передавалась в систему «Безопасный город». Поэтому недопустима сама ЦОС.
Совершенно недопустимо, чтобы доступ к данным, полученным в ходе ЦОС (портфолио, оценки, «цифровой след», «электронная личность») был получен государственными или любыми иными коммерческими организациями, которые смогут работать с ними в собственных целях. Потому недопустима сама ЦОС.
Переходить России от традиционной школы к цифровой ни в коем случае нельзя.
Недопустимо, чтобы бумажные учебники были изъяты из школ, вузов, а дети, студенты стали учиться посредством одних гаджетов и электронных учебников.
Совершенно недопустимо, чтобы искусственный интеллект, а не живой учитель проверял уровень знаний и создавал индивидуальные программы обучения учащимся.
Совершенно недопустимо, чтобы педагоги были исключены из процесса обучения и их заменили электронные и виртуальные учителя.
Недопустимо, чтобы дети в учебных целях торчали в интернет-гаджетах, ПК, соцсетях, в интернете и при выполнении дом заданий свыше 2 часов, студенты - больше 3-х, работники, свыше 4-х часов.
Ни в коем случае не соглашаться с отменой оценок в школах.
В школах и вузах недопустимо массовое внедрение компьютерных игр в образовательных целях.
Целями, задачами образования должно быть – воспитание гармонично развитого человека, способного творчески подходить к любым задачам.
Выводы делать читателю. Ловлю себя на мысли, что при написании статьи просидел у ноутбука с перерывами несколько часов…
Спаси Христос!