Презентация книги Н. Г. Денисова «Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии»

В здании духовного училища 18 сентября состоялась встреча студентов и всех интересующихся старообрядческим пением с доктором искусствоведения, доцентом Московской государственной консерватории, членом Союза композиторов России, заместителем Начальника управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда Николаем Григорьевичем Денисовым. На встрече также присутствовала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, старший научный сотрудник сектора фольклора ИТРЛИ РАН (Пушкинский Дом), заместитель директора по науке Российского центра русского фольклора, член Союза композиторов России Екатерина Анатольевна Дорохова. Посвящена встреча была презентации книги Николая Георгиевича «Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии».

05102015_03

Книга является плодом упорного более чем тридцатилетнего труда автора, направленного на изучение, сбор и анализ традиций древнего церковного пения.

Свой рассказ об изданной им книге, Николай Григорьевич начал с того, что призвал всех собравшихся задуматься и вспомнить то, каким культурным и нравственным богатством обладает старообрядчество, почувствовать всю ценность его традиции и ответственность за сохранение через века его основ. Заострил свое внимание на том, что в настоящее время, пожалуй, одно только старообрядчество и сохранило в себе моральные ориентиры для развития христианства.

Главная тема книги и по сути всей жизни автора - изучение и сохранение основ церковного древнего пения, не является случайной. Церковное пение являет собой идеал высшего проявления молитвы, а человеческий голос является лучшим инструментом для возношений благодарностей и прошений Богу. Клирошане не приходят «петь» или «читать» в церковь, они приходят молиться, а их устами это делают все пришедшие на службу люди. Поэтому так важна благозвучность, стройность и неторопливость церковного пения. В наш стремительный век особо тяжело выполнить последнее требование, но ответственности со служителей церкви никакие внешние обязательства не снимают.

05102015_02

Автор особо подчеркнул, что во все времена певческое образование являлось самым дорогостоящим, призвал студентов МСДУ ценить то, что церковь учит их бесплатно, со всей ответственностью относится к занятиям. Привел примеры, что раньше за зимний период обучения в деревнях отдавали учителю пения корову, а то и не одну.

Так же особо было подчеркнуто, что та веками отшлифованная традиция пения, что в настоящее время сохранилась, пожалуй, только в так называемой «напевке», является предметом особой гордости старообрядчества, так как в своей основе именно она несет тонкую музыкальную гармонию и подчиненность всем законам знаменного распева. В своих книгах Л. Ф. Калашников, который в свое время активно критиковался знаменитыми гуслицкими певцами, значительно упростил изложение напевов, что фактически привело крюковое пение к нотам. Раньше зачастую песнопения исполнялись наизусть, и передавались из уст в уста, от головщика и хора требовалась особая грамотность и тонкое музыкальное чутье.

Николай Григорьевич коснулся в своем рассказе традиций пения в различных певческих центрах, таких как Ветка, Иргиз, Гуслицы. Предметом же его особого изучения явились две ярких общины в истории старообрядчества - это Стрельниково и казаки-некрасовцы. Эти две величины объединяет истовая приверженность традициям, исполнение богослужебных текстов только мужским хором, в основе своей низким басом и то, что для передачи наследия использовалось привитие самого древнерусского мышления, а не тупое заучивание.

Конечно, не смог автор обойти стороной и знаменитые традиции, бытующие в московской Рогожской общине, где стабильно выдерживался тон «фа» при возглашении диаконом ектений.

05102015_01

В целом выступление такого знаменитого педагога и заслуженного деятеля культуры России надолго останется в памяти студентов училища и всех посетивших эту презентацию. Его слова заставили всех присутствующих задуматься о том, чем по сути является на данный момент училище – едва ли не единственным связующим звеном соединяющим прошлое в старообрядчестве с его будущим, и от того как хорошо студенты поймут и проникнуться этой идеей зависит все грядущее.