Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Наступил долгожданный, самый радостный Праздник. Для каждого христианина слова пасхального приветствия - не просто факт совершившегося чуда. Это радостная весть о спасении всего мира, освобождение падшего человечества от рабства греху. Теперь рай снова открыт для нас, смерть - повержена и ад – разрушен. Иконы Праздника как раз и нужны, чтобы показать этот внутренний, истинный смысл Христова Воскресения.

Я хочу рассказать об иконе из иконостаса собора Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря. Считается, что она принадлежит кисти московского иконописца Дионисия.
С первого же взгляда она запоминается удивительно светлым и праздничным колоритом. Разноцветные одежды праведников сияют на светлом фоне. Это настоящий Праздник цвета, торжество обновлённого мира, словно умытого от грязи греха.

Центром и смыслом всей композиции является Христос, стоящий на разрушенных вратах ада, и выводящий из него умерших. Он держит за руки праотцев – Адама и Еву. Нимбами на иконе по традиции выделены великие пророки Ветхого Завета – Давид, Соломон, и Иоанн Предтеча. Мерцание золотого фона и наполненные светом изображения пейзажа и праведников резко контрастируют с мрачной пещерой ада, полной, словно клубами дыма, серовато-коричневыми демонами. На самом «дне» лежит поверженный сатана, связываемый двумя сияющими ангелами.
%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%beВоскресение Христово - Сошествие во ад. Из иконостаса собора Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря, конец 15 века
Икону Дионисия отличает интересная особенность: в голубой мандорле вокруг Христа изображено множество ангелов, каждый из которых держит в руке державу с названием добродетели: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, жизнь, чистота. Ярко-алые копья ангелов пронзают демонов, олицетворяющих противоположные им пороки: горесть, спадение, ненависть, кривость, скорбь, неразумие, истление, отчаяние, вражда, величание, смерть, скверность. Возможно, такое учительное направление иконы связано с тем, что она писалась для монастырского собора.

По сторонам ада изображены в белых одеждах воскресшие люди. Интересно, что их личное сделано менее объемно, чем у остальных персонажей иконы, они сливаются с окружающей их землёй, словно ещё не до конца ожили – но уже протягивают с надеждой руки к воскресшему Спасителю. В верхней части иконы три ангела водружают Крест – символ победы над смертью.

Левая и правая стороны иконы практически симметричны. Линии обрамления ада, открытых гробниц, фигур Адама и Евы, неудержимо рвутся вверх, к Христу. Продуманная до мелочей композиция и удивительная гармония цветовых соотношений характеризуют Дионисия как исключительного мастера.

В пасхальный день лица всех людей словно светятся изнутри. Дай Бог нам не потерять в житейской суете эту светлую радость Христова Воскресения.

Тропарь, глас 5:
Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб сниде Безсмертне, но адову разрушив силу, и воскресе яко победитель Христе Боже. Женам мироносицам радость провещав, и своим апостолом мир дарова, иже падшим подая воскресение.

Автор - Мария Чекушина