Воздвижения Креста Господня

Сегодня, 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому) мы вспоминаем событие Воздвижения Креста Господня.

Изначально праздник был установлен в память обретения Креста Господня равноапостольным императором Константином и его матерью Еленой. После нахождения святыни множество народа стеклось в Иерусалим. Тогда иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенное место, и поднял – воздвиг – Святой Крест, чтобы все могли узреть святыню.

На иконах праздника обычно изображается не само историческое событие, а его церковное ежегодное празднование – когда епископ поднимает богослужебный крест и осеняет им верующих. То же мы можем увидеть и на нашей иконе. Она написана в XVI веке в Новгороде, сейчас хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Воздвижение-Креста.-Двусторонняя-выносная-икона.-XVI-век.-Новгород

Первое, на что мы обращаем внимание – это крест, украшенный листвой. Он же притягивает взоры всех людей на иконе. К нему как бы «стягивается» и архитектура. Крест держит епископ; двое диаконов поддерживают его под руки, в память воздвижения тяжелого Креста Христова. Под епископской кафедрой сгрудились певчие в разноцветных праздничных одеждах и остроконечных шапках. Справа и слева от них толпится множество народа; справа, как бы во втором ярусе, осененные киворием изображены Константин и Елена. Они стоят выше толпы, но ниже епископа и креста.

На заднем плане изображен большой одноглавый храм, в котором угадываются черты Софии Константинопольской, что ещё раз подчеркивает не исторический, а богослужебный характер изображения. Вытянутая верхняя часть собора придает всему изображению устремлённость вверх, к небу. Интересно, что руки епископа образуют подобие купола, увенчанного крестом; фигуры священнослужителей становятся как бы барабаном, держащим купол, а стоящий народ – стенами храма. Таким образом художник подчеркивает, что люди – это и есть Церковь, соединяемая воедино Крестом Христовым.

 

Тропарь, глас 1: Спаси Господи, люди Своя, и благослови достояние Свое, победы державе Российстей на сопротивныя даруй, и Своя сохраняя Крестом люди.

Кондак, глас 4: Вознесыися на Крест волею, тезоименитому ныне граду Твоему щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Своею державу Российскую, победы дая ей на сопостаты, пособие имущу Твое оружие, миру непобедимую победу.