Рожество Пресвятой Богородицы – первый праздник в церковном году. Это событие не описано в Евангелиях. Одним из источников, в которых мы можем почерпнуть о нём информацию, является апокрифическое сочинение II века – Протоевангелие Иакова. Оно написано от лица Иакова – брата Господня, одного из сыновей Иосифа, и описывает детские годы и юность Богоматери.
Самые ранние дошедшие до нас образы Рожества относятся к X-XI векам. Наша икона написана в середине-второй половине XVI века и хранится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.
Весь образ написан в сложных зеленовато-охристых тонах. Ярко-киноварные и бардовые пятна гармонично распределены по поверхности иконы
Праведная Анна в красном мафории полулежит на ложе; к ней подходят три служанки, с опахалом и сосудами. Справа вверху, в окне здания, изображён Иоаким. Внизу две служанки омывают Новорождённую. В более ранних изображениях фигура Анны может быть больше других, отсутствует изображение Иоакима. Также можно встретить изображение Девы Марии в колыбели.
Вокруг средника расположены 16 клейм, последовательно иллюстрирующих моменты из жизни Богоматери. Первые два клейма – принесение супругами жертвы и отвержение этой жертвы первосвященником, ввиду их неплодства. Затем опечаленный Иоаким удаляется в пустыню для молитвы, Анна остаётся дома, и им обоим является Ангел, благовествующий о рождении Дочери. Пятое клеймо – встреча радостных Иоакима и Анны у Золотых ворот. Второй ряд клейм открывает благословение Девы Марии первосвященниками: когда Ей исполнился год, Иоаким устроил большой пир, на который созвал множество народа, в том числе первосвященников, и те благословили Деву.
Седьмое и восьмое клейма – умиротворённые сцены семейной жизни, ласкание Девы Марии и первые Её шаги. Девятое - введение Её во храм. Десятое и одиннадцатое клейма – это моление первосвященника о жезлах и обручение Девы Марии Иосифу: по преданию, когда первосвященник окончил молитву, и возвращал жезлы, из жезла Иосифа вылетела голубка, обозначая его избранничество.
Нижний ряд клейм повествует о событиях, уже непосредственно связанных с новозаветной историей: Благовещение у колодца; испытание водой обличения – первосвященник усомнился в том, что Дева Мария осталась девою, и дал Ей и Иосифу испить воду обличения – но им обоим вода не повредила, из чего следовало, что они действительно чисты перед Господом, и первосвященник отпустил их.
И, наконец, последние три клейма - моление на горе Елеонской, явление Ангела Богоматери перед смертью, и прощание Богородицы с иерусалимскими женами. Интересно, что иконописец изображает сюжеты, не описанные в Евангельской истории, чтобы они не повторяли, а дополняли Священное Писание.
С Рождения Богоматери начинается преодоление вражды между человечеством и Богом. Она стала соединительным мостом между землёю и Небом; не зря ведь один из прообразов Богородицы – лествица Иакова (Быт. 28:10-17). Она стала вратами, через которые Господь прошёл в наш мир (Иезекииль, 44:1-4), храмом Премудрости (Прит. 9:1-11), вместившим в себя Христа.
Тропарь, глас 4:
Рожество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней. Из Тебе бо восия солнце правде Христос Бог наш. Разрушив клятву, даст благословение. И упразднив смерть, дарова нам живот вечныи.
Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства. И Адам и Евва, от тля смертныя свободистася, Пречистая, святым рожеством Твоим. То празднуют и людие Твои, вины греховныя избавльшеся вопиющи Ти, неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.