Игумен Кирилл (Сахаров). В Великом Новгороде у великих святынь

Проезжая мимо старообрядческой церкви у Белорусского вокзала, позвонил старосте, Александру Васильевичу: «А я собираюсь поехать в Новгород». Он: «В какой: Нижний или Великий?» Я: «В Великий». Он: «Там служит наш священник - о. Александр Панкратов. Он один из самых образованных у нас. Как-то в очередной его приезд в Москву я ему сказал: «Раньше Новгород называли не только Великим, но и Господином, а вот сейчас к нам приехал великий господин из Новгорода»». Действительно, сей благочестивый муж выделяется своей неординарностью, он обладает обширными познаниями в самых разных сферах. Великий Новгород знает, как свои пять пальцев. Он зело искусный уставщик (не случайно именно ему было поручено готовить указания по уставу богослужений для церковных календарей). Службы, проводимые им, смело можно назвать образцовыми.

Целую неделю, подобно ученикам у ног учителя, мы слушали рассказы о. Александра о Великом Новгороде. Батюшка уроженец Москвы, отсюда родом его отец. Мать – уроженка Воронежа. О. Александру принадлежат несколько статей в Православной энциклопедии, например, о Белокриницкой иерархии. Такова была позиция редакторов энциклопедии, чтобы статьи на темы о жизни разных конфессий писали бы их представители.

Трудно представить себе о. Александра, служащим в другом городе. Он неоднократно читал лекции для новгородских экскурсоводов. На истфаке университета вел специальный курс по истории старообрядчества. В последнее время проводил лекции на философском факультете университета. Руководство университета посылало митрополиту Корнилию благодарность за труды батюшки. Сопровождавшая нас студентка духовного училища, увидев о. Александра, сказала: «В городе он пользуется авторитетом, часто участвует в различных культурных мероприятиях».

С недоумением батюшка воспринимает предстоящий Всеправославный Собор, на котором намечено провести ряд серьезных реформ (ослабление дисциплины постов и пр.). Этот Собор вызывает большую тревогу у многих членов РПЦ МП. Похоже, что в качестве реакции на решения Собора будет волна присоединений к Старообрядческой Церкви.

Невысок в глазах старообрядцев авторитет современных греков – незадачливых наследников наших учителей. Как известно, в Греческой Церкви в 19-м веке для приходских церквей был принят отдельный сокращенный устав. Согласно этому уставу, например, Трисвятое, которое поется в конце Великого славословия на утрени, является переходом к Литургии (после Трисвятого возглашается прокимен перед Апостолом – а все, что между – это для монахов). Общаясь с представителями новообрядческого духовенства, свидетельствуя им о канонических нормах церковной жизни, о. Александр часто слышал от них в ответ: «Мы все знаем и понимаем, но сейчас другое время».

Русской Православной Старообрядческой Церкви в Великом Новгороде в настоящее время принадлежат две церкви: св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. пророка Илии на Славне. Настоятелем обоих храмов является о. Александр. Иоанно-Богословский храм располагается близ земляного вала на Торговой стороне города. Основан был архиепископом Моисеем в 1354 г.; существующее каменное здание возведено в 1384-м. Прежде чем стать городским приходом, при храме располагался монастырь – тогда это был пригород. Монастырь был женским, как и многие новгородские монастыри в то время. Они были небольшими, не более 10 насельниц. Основная часть храма относится к 14 веку, она была построена при архиепископе Алексии. К храму примыкает пристройка конца 17 века. В целом храм неплохо сохранился – катаклизмы времени его не очень задели. На территории храма крестом обозначено братское захоронение. Есть еще надгробные плиты на захоронении екатерининского времени. Здесь же в начале 2000-х был найден фрагмент каменного креста, надпись на котором, до сих пор полностью не прочитанная из-за плохой сохранности, может свидетельствовать, что на этом месте был погребен прп. Сергий Валаамский. Как и его сподвижник Герман, он был новгородцем. Впоследствии мощи прп. Сергия были перевезены отсюда на Валаам. Рядом с храмом располагается лодочная станция и парк им. 30-летия Октября. До войны на месте парка было несколько улиц. Приходским храм был до 1810 года, когда его объединили с соседним Борисоглебским храмом (он стал приписным к нему). После закрытия в 20-е годы, храм был отдан музею. После войны в трапезной части располагались две квартиры. Потом там же была мастерская художника. Колокольня храма была разрушена в 30-е годы. Богатое внутреннее убранство храма за годы лихолетья было полностью утрачено. Если бы не реставраторы, то храм мог вообще рухнуть. 30 октября 2001 года в храме был совершен первый молебен. Освящен храм был 14 ноября 2004 года архиепископом Савватием. К сожалению, неизвестно, как выглядел иконостас храма, в отличие от внешнего вида храма дореволюционных фотографий с изображением внутреннего убранства пока не обнаружено. Сохранилось много голосников в виде кувшинов, вмонтированных в стены – для усиления звука и для облегчения конструкции. Крюк, на котором висит большое паникадило храма, был изготовлен в 14 веке. На стенах храма – граффити («аз, буки, веди», восьмиконечный крест и пр.). Ниша в стене храма, позволяет с точностью до миллиметра вкладывать в нее самые большие богослужебные книги - видимо эти ниши делались по особому стандарту. При реставрации в 2001 – 2004 гг. в стене храма был обнаружен тайник, в котором находилась смятая позолоченная лампада. Обратило на себя внимание, что самая большая стяжка в храме не из металла, а из дуба. На хорах, или, как еще говорили, на полатях, пели певцы, когда воды разлившегося Волхова подтапливали храм. В домонгольский период на хорах молились представители знати, либо располагались хозяйственные помещения. К сожалению, в настоящее время храм не имеет подсобных помещений.

Церковь св. пророка Илии на Славне. На этом месте было одно из древнейших славянских поселений. На месте деревянной церкви в конце 12 века была построена каменная. Храму исполнилось 560 лет. В войну от удара снаряда была разрушена кладка в основании купола, но он устоял. Колокольня была разрушена в 30-е годы. Так как не было ремонта, в 1950-м году купол рухнул. После войны город был в руинах, людям негде было жить. Поэтому храм перестроили в жилой дом. Люди здесь жили до 2011 года. Отопление было печным, удобства – на улице. После выезда жильцов дом стали сдавать в аренду художникам. Было семь арендаторов. Четыре из них после передачи храма старообрядческой общине уже выехали, а трое еще будут находиться здесь до 2016 года. Всего в храме 5 престолов, в т.ч. два на полатях; ещё два в обходной паперти, справа - в честь свв.мчч. Кира и Иоанна, левый в честь Всемилостивого Спаса. Левая часть паперти с приделом была построена в 19 веке. Общая площадь храма ок. 900 кв.м. Поскольку под храмом огромный подклет – нет нужды в подсобных помещениях.

О. Александр планирует при храме устроить приют для паломников, а также для русских старообрядцев, приехавших из других республик. В настоящее время в здании разбирают перегородки советского времени. В центральной части храма устроена моленная, в которой совершаются все службы, кроме Литургии. Совершал здесь молебен и Предстоятель Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий. Как и все новгородские храмы, этот храм находится в реестре всемирного наследия ЮНЕСКО. На проект его восстановления необходимо 5 млн. рублей. Перед храмом ещё недавно был густой лес, а совсем рядом жители соседних домов разбили сиреневый сад. До вырубки леса это место облюбовали местные пьяницы, здесь было найдено немало пустых бутылок. Теперь земля передана храму.

Видя огромность предстоящих работ, можно было бы впасть в уныние. Невольно вспомнились слова из Евангелия: «Сие надлежит делать и того не оставлять» (имеется в виду первый переданный старообрядческой общине храм). Я, однако, настроен оптимистически, потому что дело возрождения храма в надежных руках ревностного пастыря о. Александра Панкратова. Когда старообрядцы попросили передать им этот храм, им предложили обосновать их просьбу хоть в какой-то степени. Обоснование было дано. Оно заключалось в том, что в храме в петровское время служил священник Никифор Лебедка, который был жестоко казнен за свою приверженность к древнему благочестию. На исповедь к этому священнику приходил знаменитый сподвижник Петра Первого Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. После победы в Северной войне Петр принял титул императора. Когда ему доложили, что Никифор тайно придерживается старой веры, делу дали ход. В Тайной канцелярии от священника потребовали отречения от древнего благочестия. Т.к. он отказался, его жестоко казнили - то ли через четвертование, то ли колесование. Как мученика за старую веру предполагается после восстановления храма причислить его к лику святых.

Рядом с Ильинским храмом находится Петропавловская церковь (начало 14 века). Эта церковь находится в списке храмов, предназначенных для передачи Новгородской митрополии. В 17 веке к храму пристроили трапезную – она была разрушена в войну, но, как позднейшая пристройка, не была восстановлена советскими архитекторами. Оба эти храма находятся рядом с одной из территорий новгородского водоканала (в настоящее время здесь он не функционирует). Напротив храма св. Илии – гараж Новгородского епархиального управления.

На мое желание поприсутствовать на Литургии в воскресный день, о. Александр так отреагировал: «Мы никого не гоним. Можно постоять в конце храма. Во время службы не следует креститься. Если будет намеренье поставить свещи, то купленную свещу нужно будет передать кому-то из наших прихожан, чтобы они поставили».

Началось богослужение с великой вечерни. Не облачаясь, на солее, напротив иконы Спаса, батюшка положил начал. Патрахиль и поручи он одевал только тогда, когда читал светильничные молитвы. На крылосе ему помогала одна пожилая женщина. Позже подошла еще пара человек. Несмотря на малолюдье, служба проходила неспешно и величаво. Все прошло «без сучка и задоринки», без единой паузы. По случаю дня памяти новгородского юродивого Николы Кочанова был полиелос. Пели величание святому. Внушительно было прочитано Евангелие. Умилительно прозвучало великое славословие.

Утром на Литургии о. Александр, еще более строгий, собранный, не отвлекающийся. Как и накануне, служит с полной отдачей сил. Обратил внимание, что первые слова молитвы «Царю Небесный» запевал священник. Апостол читал сам батюшка, одновременно совершая каждение. На сугубой ектенье поминал достаточно много имен, отчетливо их произнося, в т.ч. ряд священников с их матушками. Не смазывалась, как это часто бывает в новообрядных храмах, ектенья об оглашенных. На крылосе пела матушка, старший сын Антоний выносил свещу и трезвонил по окончании Литургии. Маленькие дети сильно шумели, но это никак не отразилось на служении их отца. Ни один мускул на его лице не дрогнул. Детей причастили, к концу службы они полностью умиротворились (так часто бывает и по окончании крещения). После того, как все подошли ко кресту, священник, стоя в Царских вратах, пропел величание блаженному Николе, осенил всех крестом, после чего вышел на амвон для совершения исходных поклонов. Проповедь была довольно динамичной, она прозвучала не в разговорной форме, а особой погласицей (буква «Ё» при этом отсутствовала, а буква «О» подчеркивалась). Проповедник кратко коснулся и евангельского чтения и житий празднуемых святых – вмч. Пантелеимона и блаж. Николы. На следующий день, в понедельник 10 августа по новому стилю, на праздник Смоленской иконы Богородицы были объявлены полунощница, часы, молебен Богородице и заупокойная лития по блаженнопочившему митрополиту Андриану (10 лет со времени его преставления).

О. Александр – цельная натура, с твердым стержнем и четкими ориентирами в жизни. Вообще белокриницкое духовенство, если старообрядцев считать элитой русского народа, является его элитой элит. Жесткое сито, строгий канонический отбор, через который прошли кандидаты на священство, предполагающий абсолютное целомудрие, является гарантией этой элитности в лучшем смысле этого слова.

В о. Александре поражает удивительное сочетание древнерусскости (он вполне органично смотрелся бы в 14 веке и среди покупателей на Торговой стороне и среди участников вече на Софийской стороне) и современности. Наблюдая его в повседневной жизни, я невольно сравнивал себя с ним. Там, где я, приехав к уже закрытым дверям монастыря или музея, мог сказать: «Ну ладно, в следующий раз» или: «Ну что ж, как-нибудь потом», т.е. опустил бы руки. О. Александр в таких случаях наоборот резко активизировался и говорил: «Ничего-ничего, сейчас разберемся и решим вопрос». Помню, на подступах к Кремлю один выпивший мужичок прицепился ко мне, прося спичек, чтобы закурить. Слово за слово и пошел незапланированный диалог. Когда же этот мужичок обратился с той же просьбой к о. Александру, тот решительно заявил: «Спичек у меня нет, а курить – большой грех!» Мужичок моментально испарился.

06102015_01 06102015_02 06102015_03

(На данном сайте приведена сокращенная версия статьи)