Логгин, священномученик и исповедник Муромский

Логгин, священномученик и исповедник Муромский

(Память 22 сентября ст.ст.)

Логгин Муромский. Протопоп, живший во времена Московского Патриарха Никона, первый в Великой России начал проповедовать изустно на память в Церквях свои Поучения и уговорил к тому же других Муромских Священников. Но поелику Великороссийский народ, не видавший еще обыкновения сего и в Столице, начал соблазняться, а Проповедники сии, не представляя Поучений своих на рассмотрение, говорили их, то Никон Патриарх запретил им и даже, лишив их чинов, сослал в Сибирь; а в Церквях подтвердил читать народу только Поучения Св. Отцев, издревле переведенных на славянский язык, и некоторые до того времени уже напечатанные целыми книгами под названием Соборников, Маргаритов, Бесед и проч.

Впрочем, сия строгость Патриархова происходила не от предубеждений вообще против изустных поучений (ибо таковые говорить позволял он Епифанию Славинецкому и сам советовался с сим ученым мужем), а от недоверчивости к новым, еще не испытанным и, может быть, неискусным Проповедникам и от осторожности, дабы не подать народу повода подозревать о новости самого их учения.
Во времена недовольного еще просвещения и у прочих Европейских народов Соборами узаконено бывало, лучше читать в Церквах для поучения народу Беседы, выбранные также из Святых Отцов и переведенные на язык народный, нежели позволять неискуссным Епископам и Священникам проповедовать свои сочинения.
См. о сем Правило 17 Собора Туронского, бывшего в 813 г., и Правило 2 Могунтийского, бывшего в 847 г. Такая осторожность никогда не излишня для Церкви.  Ибо и смыслящие иногда только себе проповедуют, иногда нечисто проповедуют, иногда своим красноречием даже испраздняют Крест Христов и проч., как заметил еще Апостол Павел 1. Кор. 1; 17. 2. Кор. 2; 17. 4; 5. Филип. 1. 15, и проч. {Болховитинов}

Одним из наиболее драматичных событий XVII столетия стал раскол Русской православной церкви. В сороковые годы в среде православного духовенства возникло так называемое движение «боголюбцев» - ревнителей церковного благочестия, основанное на учении святых отцов. Его возглавили протопопы Иван Неронов и Аввакум Юрьевецкий. Первоначально патриарх Никон их поддерживал. Однако после издания патриархом весной 1653 года циркуляра об изменении некоторых церковных обрядов, отношения между ними обострились. Бывшие друзья Никона - Иван Неронов, Аввакум Юрьевецкий, Логгин Муромский и другие - приняли это неожиданное для них и ничем не мотивированное распоряжение как объявление войны. Они подали челобитную царю. Тот никак не ответил на жалобу. «Не знаю, где скрыл, мнится, Никону отдал», - писал потом протопоп Аввакум.

В Муроме сторонником «боголюбцев» был протопоп Логгин, служивший в соборе Рождества Богородицы. Своей проповеднической деятельностью, призывами к христианскому образу жизни он снискал себе большое уважение у горожан.

Однажды Логгин присутствовал на обеде у воеводы Игнатия Бестужева. К нему подошла жена воеводы и попросила у него благословения. Однако протопоп, заметив на ее лице краску, спросил: "Не белена ли ты?" Как известно, ревнители благочестия не одобряли употребление женщинами косметики. Этот упрек вызвал раздражение присутствовавших. Некто Афанасий Отяев заметил: "Что-де, протопоп, хулишь белила, а без белил-де не пишется и образ Спасов, и Пречистыя Богородицы, и всех святых". На это Логгин ответил, что краски для икон составляют иконописцы, "а как-де на ваши рожи такие составы положить, так-де и не похотите". Раздраженный воевода приказал взять Логгина под стражу и написал патриарху, что протопоп "похулил образ Господа нашего Исуса Христа, и Пресвятыя Богородицы, и всех святых" Патриарх Никон занял в этом конфликте сторону воеводы и использовал его как повод отомстить протопопам.

В июле 1653 года на соборе московского духовенства Логгину было зачитано обвинение в похулении икон Спасителя, Богородицы и святых. Открыто вступился за страдальца единственный из боголюбцев, еще не арестованный тогда, протопоп Иван Неронов: «Тут дело великое, Божие и царево» и потребовал дополнительного расследования по делу арестованного, вступив, таким образом, в открытое противоборство с патриархом. В ответ Никон крикнул: «Не нужен мне царский совет, я на него плюю и сморкаю!».

1 сентября 1653 года Никон расстриг (лишил права священства) протопопа Логгина. При этом с протопопа сняли даже рясу, оставив его в одной нижней рубахе. Протопоп Аввакум писал про это судилище: «В соборной церкве при царе остриг ево овчеобразный волкъ в обедню во время переноса, егда снялъ у архидьякона со главы дискос и поставил на престоле Тело Христово. А с чашею архимаритъ чюдовъской Ферапонтъ вне олътаря при дверехъ царъских стоял. Увы, разсечения Телу и Крови Владыки Христа! Пущи жидовъскаго действа игрушка сия! Остригше, содрали с Логина однарятку и кафтан. Он же разжегъся ревностию Божественнаго огня, Никона порицая, и чрез порог олътарной в глаза ему плевалъ, и, распоясався, схватя с себя рубашку, во олътарь Никону в глаза бросил. Чюдно! Растопоряся рубашка покрыла дискос с Телом Христовым и престолъ. А в то время и царица в церкве была». Исповедника сковали цепями, прямо в церкви начали избивать метлами, и повлекли обнаженного, на позор всем видящим, по улице в Богоявленский монастырь, что в Китай-городе. Его бросили в стылую темницу под крепкий караул, где он страдал от ночного холода, но Господь явил чудо: послал ему теплые вещи, шубу и шапку. Когда наутро стрельцы доложили Никону об этом чуде, тот, не поверив, только рассмеялся, но шапку отнял, а шубу оставил.

Осужденного священника сослали домой, в Муром, с запрещением служить в церкви. Жители города сочувственно отнеслись к несчастью Логгина. Они ходатайствовали за него перед Рязанским епископом как за «охранителя апостольских и отеческих преданий». Сосланный тайно от народа в муромские пределы, св. священномученик и исповедник Логгин через год отдал Богу свою праведную душу. «Муромского протопопа остригше и муча, в Муром сослал (патриарх), тут и скончался в мор», - писал протопоп Аввакум.

Защитник Логина, Иван Неронов, был сослан в Сибирь.

Конфликт муромского священника с властями нашел отражение в сочинении Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»«Муромский протопоп по имени Логгин осмелился проповедовать и начал вместе с некоторыми подчиненными ему попами в Муроме и других городах произносить открыто проповеди. Когда, однако, патриарху это стало известно, он постарался принять меры против этого, отрешил проповедников от должностей, проклял их с особыми церемониями и сослал на жительство в Сибирь».

Старообрядческая церковь почитает протопопа Логгина как святого мученика, одним из первых пострадавшего за древнее благочестие.

Муром